Объявить 2017 год годом борьбы с онкологическими заболеваниями, а также создать в стране единую федеральную противораковую службу предложили участники круглого стола в Госдуме, посвященного борьбе с неинфекционными заболеваниями. Насколько актуальны эти предложения, разбирался ChelDoctor.ru.
По оценке ВОЗ, эффективность борьбы с онкологическими заболеваниями в России отстает от показателей Европейских стран на 20 лет. Сами онкологические заболевания занимают в структуре смертности населения России второе место после сердечно-сосудистых. Такие данные прозвучали во время круглого стола в Госдуме «Законодательные аспекты борьбы с неинфекционными заболеваниями и общественного здоровья в Российской Федерации». По словам замдиректора по научной работе НИИ клинической радиологии Александра Петровского, особенно остро стоит проблема доступности современного лечения наиболее часто встречающихся опухолей, таких как рак молочной железы, колоректальный рак, рак почки и рак легкого, а также сохраняется низкий уровень выявляемости на ранних стадиях рака желудка, колоректального рака, рака шейки матки, рака молочной железы. В связи с этим специалист предложил объявить 2017 год Годом борьбы с онкологическими заболеваниями. По его словам, 2015 год, объявленный Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, показал неплохие результаты, удалось снизить показатели смертности от данной патологии.
«Год – это хорошо, – не раздумывая ответил главный врач Челябинского онкологического клинического онкодиспансера Андрей Важенин. – А лучше не год, а пятилетка развития». По мнению специалиста, она должна учитывать два направления. «Настрой общей лечебной сети на раннее выявление онкопатологии и самого населения на обращение к врачам, а не к знахарям, и вовремя – ключевое слово, – отметил Андрей Владимирович. – В первую очередь, это относится к прохождению профосмотров в смотровых кабинетах. С учетом того, что время развития опухоли от появления биосубстрата до клинических проявлений – примерно 8-12 лет, то сейчас мы лечим тех, кто фактически заболел еще в начале 2000-х годов, поэтому один год, с одной стороны, мало. С другой стороны, это уже хорошо, потому что такого года еще не было». Акцентировать внимание, воспитывать онконастороженность – хороший был советский термин, напоминает главный онколог региона. Он означает, что любой врач общей лечебной сети, к которому пациент пришел с чем угодно, хоть с насморком, всегда должен помнить, что за всеми симптомами может скрываться рак.
«Для общей лечебной сети существует свой алгоритм действий в данном случае, вся маршрутизация прописана, однако вся проблема – в умах, – уверен специалист. – Недостатки, конечно, в этой системе есть, но если ее просто начать применять, она уже даст хороший результат. Беда в том, что она не применяется. Вторая составляющая – сами пациенты, которые негодуют, зачем их направляют в смотровой кабинет, если я пришел с насморком. Должна быть ориентация и мотивация пациента на активное посещение медучреждений с профилактической целью. При всех недостатках системы диспансеризации и профосмотров первая-вторая стадия, когда шансы велики, выявляется именно там». В странах свободной демократии, в отличие от России, действует достаточно жесткая и принудительная мотивация прохождения профосмотров, напомнил Андрей Важенин. Все риски по медобслуживанию в равной степени ложатся на самого пациента: не хочешь проходить профосмотр в положенные сроки – страховой взнос возрастает в разы: плати и не ходи. И никто уговаривать, тем более, предлагать это сделать бесплатно, не будет.
«Не хотелось бы, чтобы предложения о проведении Года борьбы с раком превратились в популизм, – высказал опасения главный врач ЧОКОД. – Когда квалифицированных онкологов оторвут от гамма-аппаратов и заставят выполнять функции врачей общей практики или специалистов по первичному осмотру и выявлению онкопатологии на ранней стадии. Звучит красиво, а толку не будет, один вред». Главная задача – вдохнуть жизнь в общую лечебную сеть и показать, что все ранние стадии нужно искать там, добавил он.
На круглом столе также прозвучало предложение о создании единой федеральной противораковой службы. Директор Российского онкологического центра им. Н.Н. Блохина, а также главный внештатный онколог России, Михаил Давыдов предложил поручить руководство такой службой своему центру, который будет курировать все регионы страны, заниматься вопросами организации онкослужбы в территориях и следить за результатами ее работы. Однако такая онкослужба в России давно создана и успешно работает. Более того, она отметила в прошлом году свое 70-летие. Постановлением Правительства СССР от 30 апреля 1945 года обозначены все постулаты ее работы, в частности, создание онкодиспансеров по всей стране. Во главе онкослужбы исторически стоит Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена (МНИОИ им. П.А.Герцена) и тот самый ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина» Российской академии медицинских наук, которым руководит сам Давыдов. Кроме того, в стране создана система главных онкологов регионов, выстроена многоуровневая система онкодиспансеров – областных, городских, районных, организованы смотровые кабинеты по всей стране. В этом году, в частности, прошел первый в УрФО онкологический форум, объединившей специалистов как с проблемных, так и с передовых территорий. Работа уже ведется, недоумение вызывает, что об этом неизвестно главному онкологу страны.
На круглом столе специалисты одобрили необходимость в создании комплексной общенациональной противораковой программы, которая объединит активности разных секторов экономики, направленных на обеспечение эффективной работы онкологической службы. В условиях бюджетного дефицита вопросы рационального использования средств встают особенно остро. Это означает, что нужно разделять, где возможность продлить человеческую жизнь существует, и вкладывать в это средства, а где – нет, и тогда надо говорить о развитии паллиативной службы и тоже вкладывать в это средства и ресурсы. «Пока сама паллиативная служба стоит только в начале своего пути, – отметил Андрей Важенин. – Однако принципиальные вещи сделаны: есть законодательная база, есть порядок оказания такой помощи, есть стандарты, разворачиваются отделения, работа ведется, но до идеала еще далеко. И в онкологии надо заниматься не только ранним выявлением, но и "паллиативом" тоже, в том числе, менять отношение в обществе к этой проблеме. Когда мы не можем решить задачу на биологическом уровне, то должны улучшить качество жизни».
Какие конкретные задачи по снижению смертности от онкологии в стране будут поставлены перед Годом борьбы с раком, какие средства на него будут выделены и как распределены, пока не ясно. Тем более не понятно, когда ждать ощутимых результатов, поскольку в такой многопрофильной и сложной области, как онкология, решать что-то нахрапом, или в пожарном порядке не получится, нужна планомерная и постоянная работа.
В круглом столе приняли участие: советник министра здравоохранения Российской Федерации Игорь Ланской, директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Олег Салагай, а также представители Росздравнадзора, Всемирной организации здравоохранения, внештатные специалисты минздрава, представители органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также члены общественных организаций и пациентского сообщества. Высказанные на круглом столе предложения онкологов будут направлены президенту и правительству Российской Федерации.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com