Руководители поликлиник все чаще сталкиваются с пациентским экстремизмом: одним не достается талонов в то время, как другие парализуют работу учреждений. Одно из последних веяний – ежедневная запись на прием к врачу, причем иногда сразу к нескольким специалистам. При этом врачи «в холостую» ждут пациентов, а те, кому действительно нужна помощь, не могут попасть на прием.
Тревогу в связи с опасной тенденцией недавно забили представители общественной палаты Пензенской области. Как сообщает «Российская газета», они предложили ввести ответственность для пациентов, которые записались на прием, но в положенное время не явились. Как отмечают активисты, все чаще граждане записываются по электронной очереди, но на прием не приходят. Некоторые из них к одному и тому же врачу записываются пять дней в неделю, а потом выбирают для себя наиболее подходящее время.
«Один раз записался и не пришел на прием к врачу, значит, последующие приемы, скажем, в этом месяце, для тебя будут платными, – предложил член Общественной палаты Пензенской области Сергей Дегтярь. – У нас законом не предусмотрена ни юридическая, ни административная ответственность пациента за свое здоровье. За его сохранность отвечает система здравоохранения. А пациент может пить, курить, избегать профосмотров и диспансеризации, и ничего ему за это не будет. Мало того, он мешает заботиться о здоровье другим гражданам».
Как выяснилось, в Челябинске проблема стоит не менее остро. «У нас есть пациент, который каждый день записывается на прием, блокируя работу сайта, – сетует главный врач ОКБ №4 Сергей Уфимцев. – Это бабушка, фамилия ее известна. Она из вредности каждый день в электронном виде через систему «Барс» записывается к одному и тому же доктору в одно и тоже время, и делает это каждый день. Более того, мы можем найти еще несколько таких пациентов».
По словам руководителя, эта проблема достаточно новая для Челябинска. Еще не так давно попасть в кабинет к врачу, минуя регистратуру, было невозможно. Даже если пациент записывался по телефону, перед приемом ему нужно было заглянуть в регистратуру за картой и талоном. Это позволяло регулировать поток пациентов к специалисту. Сейчас пациент сразу проходит к врачу, карточка и талон находятся уже в кабинете. Это удобно для больного, но если он не приходит, то врач его ждет впустую – время приема пропадает. «Таких записей у нас до 10% каждый месяц», – добавляет Сергей Сергеевич.
Нередки случаи, когда пациента, что называется, прихватило. Он выходит в Интернет и записывается сразу к нескольким специалистам: терапевту, неврологу, урологу и другим, которых, как ему кажется, необходимо посетить. Через некоторое время у него все проходит, и он не идет ни к одному из специалистов. И за это ответственность тоже не предусмотрена.
Конечно, наказывать пациентов рублем, как это предлагают делать в Пензе, в Челябинске не планируется, есть более простая и гуманная мера. «Если человек записался и не пришел, можно занести его в специальную базу нарушителей и лишить возможности записаться на прием в электронном виде, например, на месяц. Сейчас такого ограничения нет, но оно бы не помешало», – говорит Сергей Сергеевич.
Сделать это вполне реально. Системе «Барс», в которой пациент бронирует талон и в которой хранится электронная карта, это вполне под силу. Просто в очередной раз, когда пациент после пропущенного приема попробует забронировать талон через Интернет, система отправит его в регистратуру. А «ногами» он туда вряд ли пойдет, если это не очень-то и нужно.
По сути, эта мера не нарушит прав пациента, так как альтернативные варианты записи на прием к врачу остаются, но приструнит злостных нарушителей. Впрочем, с предложением внести поправки в систему руководители челябинских поликлиник пока не обращались.
«Мне известно о том, что такие случаи имеются, но массовых жалоб от главных врачей пока не поступало. Может быть, у нас эта проблема еще не такая наболевшая, как в Пензе?» – отмечает руководитель Челябинского областного медицинского информационно-аналитического центра Марат Бавыкин.
Скорее всего, это связано с тем, что система «Барс» в медицинских учреждениях области внедряется не так давно, и пока это не самая большая из возникающих в ее работе проблем.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com