Специалисты отделения неонатальной реанимации ГКБ №1 ежегодно спасают жизни почти двум сотням малышей, появившимся на свет раньше, а иногда и намного раньше, положенного срока, детям с врожденными пороками развития, в том числе с пороками сердца и другим совсем крошечным пациентам. Самый маленький подопечный врачей весил всего 770 граммов, но независимо от роста и веса, врачи стараются выпустить во «взрослую» жизнь уже окрепших и практически самостоятельных детей.
«На 25-ой неделе беременности на УЗИ врачи обнаружили у меня нарушение кровотока и сразу же положили на сохранение. Им удалось еще на пять недель продлить беременность, но на 30-й неделе все же пришлось делать экстренное кесарево», – вспоминает мама полутора месячной малышки Аделины Литвина. Ее маленькая дочурка появилась на свет 13 мая с весом всего 980 граммов. «На пятые сутки из роддома дочь перевезли в ГКБ №1. За первые дни Аделина еще похудела, и сюда мы приехали с весом 934 грамма», – говорит молодая мама.
Спустя полтора месяца Аделина уже весит больше двух килограммов и готовится завтра поехать домой, знакомиться с папой и другими родственниками. «Ребенок адаптирован к окружающим условиям, она кушает сама, через соску, проявлений дыхательной недостаточности нет, проконтролированы все анализы, сегодня мы свозили малышку в областную детскую больницу, где исключили ретинопатию недоношенных. Все в норме и малышка готовится на выписку», – говорит врач-неонатолог ГКБ №1 Елена Кислова.
Над тем, чтобы ребенка, который еще не так давно не мог самостоятельно ни дышать, ни кушать, ни усваивать пищу, научить жить, сначала активно трудились сотрудники неонатальной реанимации, а затем – отделения патологии новорожденных и недоношенных детей ГКБ №1. Здесь уже более 20 лет спасают новорожденных со всего города. «К нам привозят малышей из родильных домов, в которых нет неонатальной реанимации – это роддома №3, 5, 6, 9, – перечисляет врач-реаниматолог ГКБ №1 Елизавета Дружинина. – В основном это новорожденные дети с экстремально низкой и очень низкой массой тела, а также доношенные дети, родившиеся в асфиксии. Кроме того, в последние годы мы забираем на себя детей из федерального кардиоцентра, перенесших операции по поводу врожденных пороков сердца. Таких деток сегодня очень много, ежегодно к нам поступает до 50 таких пациентов».
В отделении реанимации ГКБ №1 врачи готовы оказывать своим подопечным самую современную, в том числе и высокотехнологичную, медицинскую помощь. Несколько лет назад благодаря программе модернизации отделение переехало в более просторное отремонтированное помещение, оснащенное комплексами чистых помещений и самым современным оборудованием для выхаживания малышей. Оно позволяет максимально бережно подрастать крохам, которые поторопились с появлением на свет.
«Мы стараемся свести к минимуму нахождение малышей на искусственной вентиляции легких: если позволяет состояние, переводим на назальный СИПАП. С таким аппаратом малыш дышит самостоятельно, оборудование лишь помогает его легким всегда находиться в расправленном состоянии. Такая терапия позволяет уменьшить риск развития бронхо-легочной дисплазии, к которой очень часто приводит длительная вентиляция легких», – поясняет специалист. Здесь же малыши учатся контролировать температуру тела, усваивать пищу и многое другое – подрастают в максимально комфортных кювезах, в которых, как в мамином животике, тепло, тихо и влажно. А потом их переводят в более "взрослое" отделение – отделение патологии, где пациентам предстоит набирать вес и окончательно адаптироваться к самостоятельной жизни – без аппаратов, кювезов, врачей и медсестер.
Все этапы вместе с малышами проходят их мамы. Даже в реанимации мамам разрешают не только посмотреть на своих торопыжек, но, если позволяет состояние, каждый день держать на руках, кормить, помогать в уходе. «Присутствие мамы помогает ребенку быстрее восстанавливаться – детки начинают реагировать, а те кто постарше даже требуют внимания, – улыбается Елена Кислова. – А к выписке стараемся наладить грудное вскармливание. Несмотря на то, что сначала малыши могут находиться на зондовом питании, мы настраиваем мамочек на то, что необходимо сохранить молоко. Приходит время и мы начинаем кормить малыша сцеженным молоком из бутылочки, а потом переходим на грудное вскармливание – для наших пациентов это особенно важно».
Здесь, в отделении, мамы получают очень много необходимых им на будущее знаний, ведь после выписки из больницы малышу, родившемуся намного раньше срока, предстоит еще длительная реабилитация и наблюдение у узких специалистов. Но врачи и родители таких деток знают, в большинстве случаев через пару лет подросшего торопыжку уже нельзя будет отличить от доношенного сверстника. Кстати, многие родители не теряют связи со спасителями своих малышей и регулярно появляются или звонят, чтобы поделиться своими успехами. «На днях к нам приходили родители с девочкой из бывших "экстремалов", ей в августе будет годик, – улыбается доктор. – Малышка очень долго находилась на ИВЛ, было много проблем, но сейчас у нее все хорошо, ребенок развивается, и, если не знать ее истории, то и не скажешь, что этот ребенок особенный».
На памяти врачей много счастливых историй, начинавшихся вовсе не так оптимистично, как хотелось бы, и множество примеров, когда из крохотных малышей вырастали вполне обычные и практически здоровые дети. «Мы боремся за жизнь каждого малыша. Для врачей отделения самое главное, чтобы каждый наш пациент не просто выжил, а родители забрали его с хорошим качеством жизни, то есть готовым жить и развиваться в обычных условиях, – отмечает заведующий отделением неонатальной реанимации ГКБ №1 Игорь Федоров. – Еще недавно бытовало мнение, что дети с экстремально низкой массой тела, которые получают лечение в нашем отделении, проблемные, но сегодня даже у ребенка, рожденного с определенными патологиями, можно получить хороший результат».
Фото: Фото Олега Каргаполова