Минздрав России выступил с новой инициативой – введения должности консультантов для пациентов или их родственников в больницах и поликлиниках. По задумке чиновников, это должно разгрузить врачей и повысить лояльность пациентов к системе здравоохранения. При этом затраты на консультантов можно снизить, если в их роли будут выступать студенты-практиканты старших курсов медвузов.
«Сегодня назрела необходимость сократить время общения врача и пациента или врача и родственников пациента по так называемым общим вопросам, – рассказала заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. – Получить разъяснения о ходе лечения, узнать подробности диагноза или маршрутизации после выписки, уточнить нюансы амбулаторного лечения пациенты смогут у консультантов, тем самым освободив время врача для непосредственно лечебной работы».
Ведомство планирует ввести пробные должности таких консультантов уже в следующем году в нескольких поликлиниках и стационарах Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть, насколько такие консультанты будут пользоваться спросом и сколь существенной будет разгрузка лечащих врачей. Однако инициатива чиновников вызвала неоднозначную реакцию как у представителей профессионального сообщества, так и у пациентов.
«Наши граждане любят консультироваться у кого угодно, только не у врача – у друзей, аптекарей, пользователей Интернета, у родственников. Думаю, лучше пусть это будет специальный консультант с медицинским образованием, прикрепленный к медицинскому учреждению», – считает мама двоих детей Альфира Исхамова.
«Подробные разъяснения, как правило, требуются лишь определенной категории граждан: это пожилые люди, пациенты с невротическими отклонениями, которые в силу специфики своего заболевания трудно запоминают и обрабатывают информацию, – делится опытом участковый терапевт Эльвира Терешенко. – Привлечение дополнительного специалиста только запутает таких больных. Даже незначительные расхождения между словами врача и консультанта могут вызвать стресс, раздражение, растерянность у пожилых людей. Поэтому работать с ними должен только врач».
«Одно и то же заболевание может иметь несколько тактик лечения, которые врач выбирает, исходя из общего состояния больного, его анамнеза, возраста, генетической предрасположенности к различным заболеваниям, – рассуждает акушер-гинеколог Оксана Касьянова. – Заставлять одного доктора комментировать деятельность другого – непрофессионально и неэтично, так как это может подорвать доверие пациента к лечащему врачу».
Однако не все медики выступили против инициативы. Есть и те, кто считает, что она имеет место быть, но в доработанном виде. Например, консультантом должен быть не практикант, который сам не имеет опыта, а наоборот – высококлассный специалист, проработавший в сфере здравоохранения не один год, знающий основные проблемы лечебных учреждений и основные факторы недовольства или опасений больных.
Как вы считаете, нужны ли подобные консультанты в поликлиниках?
«Консультировать пациентов в идеале может человек с несколькими специализациями: психолога, юриста и медика, – поясняет свою позицию президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. – Что касается психолога, то он обязательно должен работать в любом медицинском учреждении. В качестве альтернативного варианта вместо психолога в поликлинике или больнице может работать конфликтолог».
Так или иначе, инициатива будет дорабатываться: до внедрения пилотного проекта есть еще полгода.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com