Владимир Батурин практически ослеп во время несчастного случая в шахте. В Челябинской областной клинической больнице молодому человеку сделали операцию по пересадке роговицы и вернули потерянное зрение. Сегодня он приехал на плановый прием к своему спасителю.
«Вот здесь вы видите глаз до операции, – рассказывает руководитель офтальмологического центра ЧОКБ Андрей Кузнецов, – покрытый мутной пленкой, с неровными краями, глаз практически слепого человека, который не различал даже свет. А рядом – тот же самый глаз уже после операции по пересадке роговицы – прозрачный, чистый, со швом по контуру. Эти швы делаются вручную и должны быть относительно ровными, чтобы не мешать пациенту. Через год их уже не будет, и человек сможет нормально видеть».
Всего за девять месяцев этого года офтальмологи областной клинической больницы (ЧОКБ) прооперировали уже порядка 3400 человек. В прошлом году эта цифра была меньше – всего 3880 прооперированных. Еще порядка 25 тысяч человек в год врачи центра консультируют на амбулаторном приеме. В самом отделении офтальмологии стационарное лечение получают 400 пациентов ежемесячно.
Чтобы подарить людям возможность видеть цвета, формы и лица близких людей, офтальмологи пользуются любыми известными сегодня науке достижениями. В ход идет все – самые современные препараты, новейшее оборудование, сложные хирургические методики. Сегодня южноуральские офтальмологи диагностируют и лечат практически любое заболевание глаз. В ЧОКБ успешно сражаются с последствиями глаукомы и катаракты, имплантируют хрусталики. Единственные в уральском регионе освоили пересадку роговицы – для этого приобрели мощнейший зеркальный микроскоп, создали лист ожидания и банк хранения трансплантата. Недавно начали осваивать послойную пересадку роговицы – такой способ менее травматичен для глаз и позволяет уменьшить постоперационный астигматизм, характерный для полной пересадки всей роговицы.
Перед каждой операцией проходит стандартная проверка общего состояния глаз, глазного дна, измерение основных параметров – остроты зрения, внутриглазного давления. Все приборы расположены в одном кабинете, чтобы каждый врач мог осмотреть своего пациента, не перемещаясь по кабинетам. В отдельном здании – только малая операционная, где с помощью зеркального микроскопа исследуют изъятую роговицу, подсчитывают плотность и подбирают подходящего реципиента.
О том, как вернули зрение 81-летней пациентке.
«Если в течение часа-двух не удалось найти подходящего для пересадки реципиента или ему нужно добираться сюда дольше нескольких часов, мы изъятый материал храним вот в такой специальной жидкости в холодной среде», – рассказывает врач-офтальмолог ЧОКБ Константин Ишмаков.
То, что могут и делают эти специалисты, больше похоже на волшебство. Вернуть человеку «зеницу ока», саму основу зрения – еще совсем недавно это казалось возможными разве что в сказках или в фантастических фильмах – убрать с глаза бельмо, восстановить зрение до единицы или заменить негодный хрусталик на новый, всевидящий.
30-летний летний шахтер тот день, когда прогремел в шахте взрыв, вспоминает с содроганием. Труба, не выдержавшая высокого давления, буквально иссекла лицо Владимира мелкой стальной крошкой, после чего он практически ослеп. «Когда я ослеп, решил, что все, остался инвалидом и буду теперь все делать на ощупь, я ведь даже света не видел, – признается бывший пациент отделения офтальмологии ЧОКБ, – не верил, что чудеса бывают. А теперь верю! Благодаря Андрею Александровичу и всему отделению офтальмологии, где меня оперировали, я теперь снова могу видеть». Пока зрение еще восстановилось не полностью, это будет происходить постепенно. Но уже вторую строчку сверху Владимир видит отчетливо – для человека, который едва не погрузился навечно в темноту, это уже большой прогресс.
Фото: Фото Натальи Малухиной