Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о том, что будет классифицировать как «бесплодных» мужчин и женщин, у которых нет детей, несмотря на отсутствие препятствующих зачатию заболеваний. Это означает, что уже в следующем, 2017-ом, году из чисто медицинского понятие бесплодия перекочует в социальную сферу. К чему это приведет, почему экспертов удивило такое решение и чем это обернется для южноуральцев разбирался ChelDoctor.ru.
По «старой» классификации ВОЗ было принято считать, что бесплодие – это заболевание, характеризующееся неспособностью забеременеть после 12 месяцев регулярных незащищенных интимных контактов. Теперь же предлагается считать, что неспособность найти подходящего партнера или недостаток сексуальных отношений является таким же ограничением по здоровью. Авторы новых глобальных стандартов хотят предоставить каждому человеку так называемое «право на воспроизведение». «Определение бесплодия теперь звучит так, что оно включает в себя права всех людей на семью, и включает в себя одиноких мужчин, одиноких женщин, гомосексуалистов – мужчин и женщин. Это принципиально меняет подход к включению в группу имеющих доступ к медицинскому обслуживанию и устанавливает международный правовой стандарт», – приводит The Telegraph слова одного из авторов новых стандартов д-ра Дэвида Адамсона (Dr David Adamson). Для гомосексуальных пар ВОЗ вообще предлагает ввести понятие «социального бесплодия».
Таким образом, устанавливая новые стандарты, ВОЗ принуждает государственные системы здравоохранения изменить свою политику в отношении людей, которые могут получить доступ к лечению с помощью ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). – Прим. авт.). В связи с этим, естественно, возникает риск, что пары, страдающие от бесплодия по медицинским причинам, потеряют шанс на рождение ребенка, если правила для предоставления ЭКО будут переписаны в пользу «социально бездетных». Сейчас, в соответствии с действующими нормами, лечение бесплодия финансируется только для тех, кто доказал бесплодие, и тех, кто не может зачать по необъяснимым причинам.
В России существует 55 статья 323-го федерального закона об охране здоровья, в которой оговариваются права одиноких женщин на применение репродуктивных технологий. Единственным требование для будущих одиноких мам является обязательное согласие на медицинское вмешательство. Однако, по данным пресс-службы министерства здравоохранения Челябинской области, в течение года не более пяти одиноких пациенток обращаются для проведения лечения с использованием ВРТ (ЭКО) после неудачных попыток применения донорской спермы или при трубном факторе бесплодия, когда зачатие возможно только с применением ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий. – Прим. авт.). Всего за 9 месяцев 2016 года проведено 1527 циклов ЭКО за счет средств ОМС.
Все о том, у кого есть шанс на ЭКО, какие клиники оказывают этот вид помощи, читайте в материалах ChelDoctor.ru.
Нужно отметить, что сама по себе процедура – не из дешевых, и если ее не оплачивает пациент из своих денег, то это делает государство. «Процедура экстракорпорального оплодотворения стала финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования начиная с 2013 года, – сообщает руководитель отдела по связям с общественными и научными учреждениями ТФОМС Челябинской области Дина Кравченко. – В 2016 году за счет средств ОМС запланировано проведение почти двух тысяч случаев ЭКО, и на данные цели предусмотрено 198,7 млн. рублей».
Инициативу ВОЗ раскритиковали и назвали «абсурдным нонсенсом» не только в медицинском сообществе, но и социальной сфере, по степени опасности тех последствий, которые последуют за принятием этих нововведений. Рождение ребенка будь то полноценная семья или одинокий родитель, это еще не «счастливый конец истории», а только ее начало, отмечают эксперты. Может ли человек, будучи взрослым и адекватным, при этом не установивший партнерских отношений с другим человеком, гарантировать, что сможет нести ответственность не только за себя, но и за будущего ребенка? А если в какой-то момент и это бремя окажется ему не под силу, то куда «денется» этот ребенок? Пока эти вопросы остаются без ответа.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com