Родители теперь смогут пребывать круглосуточно вместе с ребенком, который лежит в реанимации или отделении интенсивной терапии. Соответствующий методический пакет в ближайшие дни получат все детские больницы страны. Согласно новым нормам, родственники смогут даже приводить в палату животных, правда, по согласованию с медперсоналом. Готовы ли больницы к таким нововведениям, разбирался 74.ru.
Конфликт родителей детей, находящихся в реанимации, и главврачей больниц, которые их туда не пускают вопреки закону, получил федеральный резонанс еще весной. Во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным 14 апреля актер Константин Хабенский попросил устранить препятствия для родственников при посещении пациентов в реанимации. В первую очередь речь шла о больных детях. Затем в марте родственники тяжелобольных пациентов, в том числе взрослых, опубликовали петицию с призывом законодательно принять официальный документ для всех без исключения медучреждений, обеспечивающий беспрепятственный и круглосуточный доступ родителей и других родственников в реанимацию. На что в июне этого же года Министерство здравоохранения России подготовило памятку для родственников пациентов, находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Информационно-методическое письмо направили в регионы с пометкой «для неукоснительного исполнения». Тем самым минздрав уравнял правила для всех отделении и больниц, которые с разной степенью строгости относились к посещениям родственниками больных.
И вот – новый поворот. Объединение детских анестезиологов и реаниматологов (ОДАР) и благотворительный фонд «Детский паллиатив» разработали методический пакет по организации совместного пребывания ребенка вместе с родителями в ОРИТ. В соответствии с ним члены семьи имеют право быть рядом с детьми круглосуточно. Эти рекомендации, согласованные с главным детским анестезиологом-реаниматологом Минздрава Сергеем Степаненко, в ближайшие дни разошлют в отделения детской реанимации всех больниц страны.
– Необходимость повсеместного внедрения практики совместного пребывания ребенка и родителя в реанимации уже не подвергается сомнению. Об этом говорила и министр здравоохранения Вероника Скворцова. Выпущенные документы – это рабочий механизм для реализации этой нормы, – заявила «Известиям» директор БФ «Детский паллиатив» Карина Вартанова.
Разработанный методический пакет содержит рекомендации как для медперсонала, так и родителей, чьи дети попали в реанимацию. В документе, например, говорится о том, что представители семьи могут посещать больницу круглосуточно в зависимости от предпочтений пациента. Об этом праве врачи должны информировать родителей перед началом лечения их детей. При этом семьи могут назначить своего представителя для налаживания коммуникации между многочисленными членами семьи и сотрудниками больницы. Родители, находящиеся в больнице с детьми, должны соблюдать правила гигиены (до и после посещения палаты мыть руки с мылом) и не должны иметь инфекционных заболеваний. Выпроводить родителей из больницы могут, если они ведут себя агрессивно и мешают комфорту других пациентов, работе врачей.
Право родителя быть вместе с ребенком, находящимся на лечении в стационаре, в том числе и в отделениях реанимации и интенсивной терапии, прописано в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно исследованию фонда, большинство медучреждений до сих пор работает по своим внутренним правилам, и если пускают родителей к ребенку, то ненадолго и очень неохотно. При этом ни в минздраве РФ, ни Росздравнадзоре такую информацию не подтверждают.
На Южном Урале специалисты говорят о трех важных моментах: наличии технических условий для организации такого прибывания – больницы строились, как правило, много лет назад, и конструкция помещений не позволяет размещать там дополнительные спальные места. Значит, на реконструкцию помещений нужны деньги, которых и так нет «лишних». Второй момент – готовность самих родителей находиться рядом с тяжело больным ребенком. Врачи единодушны, реанимация – место не для слабонервных. И третье – прибывание родителей не должно создавать помех персоналу для оказания помощи их ребенку.
– Вся наша реанимация открыта для родителей, – говорит главврач Челябинской детской областной клинической больницы (ЧОДКБ) Галина Киреева, – вчера вот отправили Леву Золотухина в Курган. Он находился у нас 65 дней, и все это время он был в отдельной палате, специально для них оборудованной вместе с мамой, которую сменяли другие родственники. Тактика следующая: желает родитель ухаживать за своим ребенком в реанимации – пожалуйста, мы открываем дверь на 24 часа в сутки. Конечно, большинство манипуляций осуществляет медперсонал, но протирать ребенка, разминать ножки-ручки, покормить, если это возможно, мама может, в большей степени пребывание родителей – это психолого-педагогическое воздействие, плюс контроль за действиями персонала. И такое отношение у нас давно, появилось не вчера, не по инструкции.
Но с чем мы столкнулись: родители в своем большинстве находится в реанимации не могут, потому что это очень тяжело. Огромная психологическая нагрузка – видеть своего ребенка в искусственной коме, на аппарате ИВЛ, с большим количеством приспособлений, мониторов, трубочек и проводов, чтобы вся следящая аппаратура могла записывать все жизненно важные показатели функционирования организма. Поэтому родители готовы прийти пообщаться минут 15–20 с ребенком, а потом уходят. Единичны случаи, когда родители по своей воле хотят все время быть с ребенком.
Круглосуточное прибывание родителей возможно не только в крупных больницах. Оно было организовано и в Миассе, когда 11-летний Назар Шакирьянов попал в реанимацию после ДТП. Однако это, скорее, исключение, чем правило. В любом случае, специалисты считают, что в каждом конкретном случае решение нужно принимать индивидуально, исходя из всех данных. Правда, решиться на такой смелый шаг, как привести в реанимацию животное, специалисты не готовы: санэпидрежим еще никто не отменял.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com