Хирурги Челябинской детской областной клинической больницы (ЧОДКБ) провели ювелирную операцию недоношенному малышу, который появился на свет не только с низкой массой тела, но еще и тяжелой врожденной патологией – атрезией пищевода. Без срочной операции малыш мог умереть, а сейчас он с удовольствием ест, набирает вес и готовится ехать домой.
Андрюша Ванин появился на свет недоношенным с весом 2300 граммов и с серьезной врожденной патологией
Андрюшка появился на свет 16 декабря в Сатке.
– По УЗИ врачи лишь говорили, что у сына маловата носовая перегородка, а вот проблем с пищеводом не заметили, – вспоминает мама малыша Оксана Ванина. – Но когда он родился, постоянно хрипел и слюну не проглатывал.
На втором дне жизни крохе пришлось перенести серьезную операцию по формированию пищевода
Кроху сразу отправили на рентген, который показал непроходимость пищевода. Другими словами, из-за неправильного развития пищевод не соединялся с желудком. Уже на следующее утро за малышом приехал реанимобиль из Челябинска.
– 17 декабря Андрюшу забрали, диагноз подтвердился, и в этот же день ему сделали операцию.
Специалисты отмечают – патология, которая раньше могла стать смертельной для крохи, сегодня оперируется, и встречаются дети с атрезиями не так уж и редко.
Руководитель Центра неонатальной хирургии ЧОДКБ Павел Бабошко
– Ежегодно мы проводим около 15 операций по поводу атрезии пищевода, но обычно это доношенные дети с массой тела больше трех килограммов. А у этого малыша масса тела была очень маленькой – 2300 граммов. У него и органы меньше, и с легкими проблемы были, и сам размер ребенка необычен, – признается руководитель Центра неонатальной хирургии ЧОДКБ Павел Бабошко.
Впрочем, малый вес Андрюшки хирургов не смутил, ведь для спасения даже самых крошечных пациентов сегодня в больнице есть все необходимые условия.
– Ровно год назад, в январе 2016 года, у нас образовался центр неонатальной хирургии, и теперь все дети с врожденными пороками оперируются на базе нашего центра. У нас есть своя операционная со специальным столом, с подсветкой, подогревом, системами жизнеобеспечения. Есть эндоскопическая стойка с трехмиллиметровым инструментарием. В операционной особый температурный режим и режим кондиционирования, потому что переохлаждение для таких деток – травмирующий фактор.
Самый маленький пациент, которого приходилось оперировать неонатальным хирургам Челябинска, весил всего 800 граммов
За год хирурги выполнили более 250 операций новорожденным с гидронефрозами, дефектами брюшной стенки, кистами яичников, кишечной непроходимостью и другими врожденными патологиями, обнаруженными внутриутробно и при рождении.
– Самым маленьким нашим пациентом был 800-граммовый малыш с некротическим энтероколитом, – вспоминает детский хирург. – Это достаточно частая патология у недоношенных деток, и сейчас у него всё хорошо. В целом процентов 15 детей, которых мы оперируем, это дети с низкой и экстремально низкой массой тела – до килограмма.
Очень часто брать малышей в операционную хирургам приходится в первые часы жизни, но благодаря этому у маленьких пациентов появляется шанс на нормальную жизнь, как в случае с Андрюшкой. Спустя месяц после операции малыш уже прекрасно себя чувствует и самостоятельно ест.
Спустя месяц после операции Оксана с сыном собираются домой, где Андрюшку ждут папа и трехлетняя сестренка
– Сначала сын находился на зондовом питании, но через две недели после операции врачи разрешили первый раз покормить его грудью, – говорит Оксана. – Все это время я старалась сохранить грудное молоко, потому что по опыту со старшим ребенком знаю, как это важно. Сын сначала сопротивлялся, потому что через зонд ему кушать было проще, но сейчас все хорошо, прибавил в весе почти 500 граммов.
Малышу ещё предстоит довольно длительная реабилитация – полгода ему придется каждую неделю проходить процедуру бужирования, или расширения пищевода, чтобы сформированный орган не зарубцевался. В будущем же, обещают врачи, ребенок и не вспомнит о возникшей при рождении проблеме и будет жить полноценной жизнью.
Фото: Видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой