Сегодня, 15 февраля, во всем мире отмечается День борьбы с детским раком. Ежегодно в Челябинской области специалисты выявляют порядка сотни новых случаев онкологии различных локализаций у детей. Есть и традиционные, и крайне редкие, которые вызывают удивление даже у врачей. Прошлый год был богат на такие случаи. Чем они были примечательны – читайте в нашем материале.
– Внимательный родитель заметит, что с ребенком что-то не так, и приведет его к специалисту, проведет дополнительное обследование и так далее, – подчеркивает руководитель Областного онкогематологического центра для детей и подростков имени профессора Валентина Герайна Ирина Спичак. – Родителям нужно помнить, что все онкопатологии, которые мы выявляем у детей, кроме болезней крови, все опухоли – врожденные, только у подростков они приобретенные. Лучше лишний раз прийти на прием, и мы порадуемся, если это будет не наш больной.
Ирина Спичак уверена, чем внимательнее родители будут к своим детям, тем больше у врачей будет шансов помочь их малышу
В прошлом году было три показательных случая. Например, семилетний мальчик, который сам обнаружил у себя рак. Он занимался плаваньем, из хорошей семьи, ухоженный, желанный ребенок у папы и мамы.
– Он говорил: «Мам, у меня живот квадратный, там такая шишка в животе, что уже мешает мне». И родители привели его к нам, оказалась – опухоль почки. Она была врожденная, и ее обнаружить можно было раньше, – сокрушается Ирина Ильинична. – Мы ее удалили, и хорошо, что пока на этом все и закончилось.
Другая история позднего обращения потребовала больших жертв. У трехлетнего малыша специалисты детской областной больницы выявили опухоль сетчатки – ретинобластому.
– По идее, всех малышей с момента рождения осматривают все специалисты, в том числе офтальмолог. Однако этот был неусидчивым непоседой, сопротивлялся, не давался посмотреть, и никто из взрослых на этом не настоял, – рассказывает врач. – В результате ребенку ради спасения жизни пришлось удалить глаз, поскольку опухолевый процесс зашел слишком далеко. Это из ряда вон выходящий случай, потому что мы так уже давно не делаем. Сейчас такие опухоли мы лечим органосохраняющими методиками, современными и максимально щадящими – лазером и химиотерапией. Однако тут никаких других вариантов не оставалось, потому что случай был очень запущенным.
Теперь малышу потребуется протезирование органа, чтобы косметический дефект не был так заметен. Бывают и редкие случаи.
– Впервые за 20 лет моей врачебной практики в 2015 году выявили, а в прошлом году закончили лечение рака шейки матки у 16-летней девочки, – добавляет Ирина Спичак. – Такие заболевания не должны быть в детстве, но природа преподносит сюрпризы, хорошо, что не так часто.
Заболеваемость онкопатологией на Южном Урале на протяжении последних лет держится примерно на одном и том же уровне: 15 случаев на 100 000 населения. Причин возникновения рака много, однако, в отличие от взрослых, у детей наследственность и здоровье родителей стоят на первом месте. Это 85% случаев. На втором – внешние причины – экологические, климатические, бытовые условия проживания ребенка, например, пассивное курение. На третьем – перенесенные заболевания в раннем возрасте, в том числе вирусные. При этом выздоровление ребенка наступает по разным нозологиям в 85-95% случаев. Однако есть и те дети, которым помочь невозможно. Иногда просто потому, что за помощью родители обратились слишком поздно. В год это 2-4 ребенка, и тем более обидно, когда помочь можно было, но время упущено.
Специалист отмечает, что сейчас есть большой выбор, какой тактикой лечения воспользоваться.
– Мы делаем все, кроме трансплантации и эндопротезирования, – поясняет руководитель детского онкоцентра. – Однако в 2016 году все семеро детей, которым была показана трансплантация, прошли ее по квотам высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в федеральных клиниках. И трое детей получили ВМП по эндопротезированию, причем, что называется, от кровати до кровати.
Первое специализированное детское гематологическое отделение на 30 коек было открыто в Челябинске в 1984 году. В 2008 году, когда было завершено строительство нового хирургического корпуса, детская онкогематология переехала туда и выросла до 60 коек. Отдельно было выделено специализированное отделение реанимации и интенсивной терапии на шесть коек. Официальный статус центр получил только через два года в 2010-м. Тогда же по инициативе сотрудников и с любезного согласия профессора В.И. Герайна центру присвоено его имя. Благодаря Валентину Иосифовичу в 1992 году в рамках межгосударственной программы Германия–Россия детская больница получила медицинское оборудование, расходные материалы и медикаменты. Кроме того, гематологи проходили повышение квалификации гематологов по детской онкологии в клиниках Германии, что позволило освоить новые технологии оказания помощи маленьким пациентам.
– В ЧОДКБ сложилась целая команда специалистов, которые готовы нам помогать в борьбе с опухолями, – уверена Ирина Спичак. – Это и неонатологи, и ортопеды-травматологи, нейрохирурги, гинекологи. У нас отличные работают специалисты в эндоскопии, которые укомплектованы специальным детским оборудованием, есть УЗИ-диагносты, есть своя реанимация, поэтому нам удается достигать результатов, сопоставимых с европейскими, а то и лучше.
На 2017 год у детских онкологов тоже большие задачи. Продолжается дооснащение криолаборатории клиники ЧГМА, что позволит в 2018 году приступить к трансплантациям тоже. Во всяком случае, планы такие есть.
Фото: Фото Олега Каргаполова