Сезонный рост заболеваемости простудой и гриппом создал в Челябинске двухнедельную очередь в специализированное отделение, где малышам лечат уши, носы и горло. В год здесь на помощь приходят 430-450 дошколятам, спасая их от серьёзных осложнений, в том числе потери слуха. Что есть в арсенале специалистов, узнавал корреспондент 74.ru.
Процедуры – не из приятных, но малыши послушно открывают рты и не пищат
Первое, что обрушивается на малыша, когда он впервые приходит в садик, это вирусы и бактерии. Специалисты успокаивают, в норме примерно через год организм привыкнет, окрепнет и легко будет отражать атаки. А если нет, то дошкольнику помогут врачи стационара дневного пребывания детской городской больницы №1. Двухэтажное здание на улице Карпенко в Челябинске очень хорошо известно родителям и самим часто болеющим малышам.
Трехлетняя Аня только что мужественно прошла лечение. В глазах – слезы, но девочка даже не пикнула, пока врач промывала ей нос специальным аппаратом. Спрашиваю, почему она здесь – в ответ без запинки произносит слово «аденоиды». На вопрос «А что это такое?» обстоятельно объясняет:
– Это такие шишечки в горле, – говорит малышка. – Когда я сплю, у меня в горлышке скапливаются сопли, и я не могу дышать и просыпаюсь.
Промывание носа или орошение носоглотки – только часть большого лечения
Возраст от трех до пяти лет специалисты называют для малышей решающим. В это время начинается активное формирование ребёнка, и организм не справляется с нагрузкой. Ему нужна помощь взрослых.
– Дети пошли в детский сад, начинают болеть. На первом году посещения это объяснимо: идет формирование иммунного ответа ко всем тем микробам, с которыми ребенок встречается, – вводит в курс дела заведующая стационаром дневного пребывания оториноларингологического профиля детской городской больницы (ДГКБ) №1 Ирина Вилкова. – А этих микробов очень много – столько, сколько детей в группе, и у каждого – свой полный «чемоданчик». Ухо, горло и нос – первые органы-контактёры с окружающим миром. Через нос мы делаем вдох, где воздух увлажняется, согревается и очищается. И если нос не дышит, то страдает весь организм.
Здание стационара хоть и «старинное», но внутри чисто и уютно
Стационар дневного прибывания оториноларингологического профиля появился в детской городской больнице почти 13 лет назад на базе отделения для детей с нарушениями слуха.
– Мы в основном и занимаемся проблемами нарушения слуха – кондуктивной тугоухости, которые возникают при экссудативных отитах, хронических аденоидитах (аденоиды), – объясняет Ирина Вилкова. – В ответ на раздражение вирусами или бактериями всегда происходит рост лимфоидной ткани, которая увеличивается и ухудшает носовое дыхание. Анатомически она располагается в носоглотке и перекрывает не только нос, но и устья слуховых труб. Так появляется нарушение слуха, связанное с дисфункцией слуховых труб разной степени выраженности.
Пыхтеть паровозом и даже показывать всем язык разрешается: это упражнения фонетической ритмики
Ирина Вилкова с сожалением отмечает, что с каждым годом часто болеющих детей становится всё больше
Такие больные дети нуждаются в особом лечении, которое получить в поликлинике или в домашних условиях достаточно проблематично. Нужны сразу несколько процедур в один день, поэтому режим дневного стационара подходит для этого лучше всего.
– Они приходят к нам с утра и остаются до вечера: мы работаем по режиму детского сада, – отмечает заведующая отделением. – Это позволяет ребенку спокойно относиться к лечению: поиграл, полечился, посмотрел мультики. Завтрак, полдник, сончас. Палата выглядит как детская группа, есть игровые комнаты. Дети иногда даже родителям не рассказывают о лечении, забывают, потому что в течение дня у них происходят другие интересные события.
Старое доброе физиолечение действует эффективно и щадяще, и малышам нравится
Весь курс лечения разделен по времени и нагрузке. Сначала дети проходят технические процедуры, потом физиолечение, лечебная гимнастика и так далее. Есть и фонетическая ритмика – специальные упражнения, которые тренируют мышцы гортани, носоглотки и слуховой трубы у детей и способствуют их правильному открытию и закрытию, восстановлению временно утраченных функций. Кроме того, в стационаре применяется низкочастотное орошение носа и глотки, другие методики, которые вообще есть только тут.
Больница как садик: малыши и не замечают, что лечатся
Есть время и полечиться, и даже приготовить маме подарок на День святого Валентина
– Родители жалуются, что закапать в нос или в ухо – целая проблема, но после пребывания у нас дети спокойно воспринимают эти манипуляции, – улыбается Ирина Александровна. – На выходные мы даем задание, и дети учат мам, как правильно держать пипетку, куда её направить.
Сам стационар рассчитан на 12 коек и работает в две смены: если дети маленькие, то в первую, если постарше – во вторую. И так – пять дней в неделю. Конечно, городу-миллионнику этого не хватает: есть очередность в две недели. На госпитализацию сегодня малышей записывают только на конец февраля – начало марта. В год через отделение проходит 429–450 детей. Кто-то попадает сюда дважды, если находится на диспансерном наблюдении. Кому-то и одного раза достаточно, чтобы забыть о проблемах. Кто-то возвращается через год-два, потому что страдает частыми респираторными заболеваниями. Если консервативное лечение не помогает, то врачи рекомендуют хирургическое, и потом берут такого ребенка на долечивание.
«Валентинки» сегодня получат и мамы, и папы, малыши старались!
Чтобы не попадать с осложнениями в стационар, лор-врач рекомендует придерживаться простых правил:
1. Учить детей соблюдать гигиену: мыть руки, пользоваться носовым платком и правильно высмаркиваться – спокойно и по очереди каждой ноздрей, приоткрыв рот.
2. Воздержаться от коротких (менее трех-четырех недель) выездов с детьми дошкольного возраста из зимы в лето и наоборот: резкая смена климата – главный враг детского иммунитета.
3. Выполнять все рекомендации врача, а не Интернета.
4. Вместо бассейна детям после перенесенного отита лучше выйти на лед: фигурное катание, прогулки на свежем воздухе, на лыжах, активные игры.
5. На улице нос и рот ребенка нужно держать открытыми, чтобы он учился дышать носом: мокрый инфицированный воздух, попавший через рот, способствует быстрому и глубокому заражению.
6. Одевать детей по погоде: руки, ноги и спина должны быть в сухом тепле, лучше тонком и многослойном. У детей несовершенна терморегуляция, им нужен контрастный холод-тепло, чтобы организм научился реагировать на перепады.
7. После перенесенной простуды лучше идти в садик пораньше: у ребенка в организме еще не кончились антитела, которые помогают снова не заболеть тем же самым.
Фото: Фото Олега Каргаполова