Австрийский сосудистый хирург привез челябинским коллегам новинку - тахокомб. Такая заплатка для сосудов нужна во время операций для тех пациентов, чья кровь плохо сворачивалась. Европейский опыт борьбы с послеоперационными кровотечениями южноуральские врачи переняли на конференции в областной больнице.
Если у пациента нарушена свертываемость крови, то он рискует получить кровотечение после операции
С нарушением гемостаза рискует столкнуться каждый человек, которому нужна хирургическая операция. В списке послеоперационных осложнений кровотечение занимает первое место, и хирурги стараются сделать все, чтобы или не допустить, или свести риски к минимуму. Особенно возрастает этот риск в сердечно-сосудистой хирургии. А таких операций с каждым годом становится все больше и больше.
– Есть разные способы профилактики таких осложнений, прежде всего это мастерство хирурга, выполняющего операцию по показаниям, знание анатомии и так далее, – вводит в курс дела заведующий отделением сосудистой хирургии областной больницы (ЧОКБ) Владимир Владимирский. – Но бывают пациенты, у которых по разным причинам возникают кровотечения. Это может быть связано с заболеваниями крови или приемом препаратов, препятствующих образованию тромба. Нарушения гемостаза нередко связаны с тем, что у такого пациента тромбы образуются плохо и не закупоривают те дырочки, которые образуются при проколе стенки сосуда иголкой, как обычно это бывает в норме.
Таких пациентов много, отмечает специалист, и им тоже нужны операции, при которых есть угроза кровотечения. Что делать в таком случае, когда не хватает факторов свертывания крови?
Владимир Владимирский уверен: тахокомб мог бы пригодиться царевичу Алексею
– Дополнительные швы накладывать в этом случае нет смысла – они и так хорошо наложены, – добавляет Владимир Владимирович. – Мы используем специальные ножи, лазеры, а кровотечение все равно не останавливается. В этом случае можно переливать плазму, содержащую свертывающие факторы, но это очень затратные методики и по времени, и по себестоимости.
– Добиться хорошего гемостаза во время операций на сосудах достаточно сложно, – соглашается с коллегой профессор, заведующий отделением кардио-сосудистой хирургии университетской клиники Зальцбурга Томас Хольценбайн. – Тот подход к проблемам гемостаза, который принят в Европе, я и хочу представить российским коллегам. В месте кровотечения мы используем коллагеновую губку, которая абсорбирует кровь и запускает систему гемостаза. Это позволяет герметизировать нужный участок и сделать последний гемостатический штрих во время операции, чтобы у пациента не было кровотечения после операции. Это способствует более качественному выздоровлению пациента.
Австрийский гость Томас Хольценбайн: коллагеновая губка запускает систему гемостаза
Специалисты подчеркивают: тахокомб – не волшебная заплатка, а один из элементов комплексного подхода к проблеме гемостаза. Сами кровотечения случаются не так часто, но поскольку операций в целом становится больше, то и число пациентов, которым требуется применение каких-то специальных дополнительных подстраховок, тоже растет.
– Нам удается работать на уровне хорошей европейской клиники, и наша задача – не удивлять, а обмениваться опытом, – считает сосудистый хирург Владимир Владимирский. – Обсуждаемые на конференции кровотечения - особые, например, царевичу Алексею тахокомб очень бы даже пригодился.
На конференцию в ЧОКБ организаторы пригласили своих коллег – представителей как общехирургической сети районных больниц, так и узкоспециализированных отделений: кардиологических и сосудистых. По телемосту была налажена связь еще и с Магнитогорском, что позволило расширить аудиторию.
Илья Бондаревский: тахокомб можно применять в рамках обязательного медстрахования
– В ЧОКБ у нас есть опыт применения тахокомба, и нам интересно узнать что-то новое, – подчеркивает заместитель главного врача по лечебной работе хирургического профиля Илья Бондаревский. – Сегодня речь идет о более узком применении – именно в сердечно-сосудистой хирургии. Сам тахокомб вошел в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В отличие от других местных гемостатиков он является единственным лекарственным средством, а не изделием медицинского назначения, и имеет все разрешительные документы. Это значит, что его применение возможно в рамках ОМС.
Фото: Фото Натальи Малухиной