Офтальмологическое отделение детской городской больницы №2 на улице Марченко сделали центром, в котором помощь смогут получить не только дети, как это было раньше, но и взрослые пациенты со всей Челябинской области. Специалисты здесь берутся за самые сложные случаи и патологии.

Наталья Грищенко, главный врач Центра офтальмологии и педиатрии
– В структуре нашей больницы помимо педиатрической службы есть два специализированных обособленных офтальмологических корпуса, – рассказывает главвврач муниципального Центра офтальмологии и педиатрии Наталья Грищенко. – Первый – это городской консультативно-диагностический центр, он находится в здании 11б на улице Марченко. В этом корпусе есть вся необходимая диагностическая база, приём ведут высококвалифицированные специалисты кафедры глазных болезней Южно-Уральского государственного медуниверситета (ЮУГМУ), имеется дневной стационар с процедурными и физиотерапевтическим кабинетом.
Амбулаторно специалисты успешно справляются с большинством проблем – лечат все патологии рефракции, снимают спазм аккомодации, что очень актуально при сегодняшних нагрузках на зрение. Здесь же врачи наблюдают недоношенных малышей, у которые очень высок риск развития ретинопатии.

Пройти обследование можно в консультативно-диагностическом центре
Второе здание – круглосуточный стационар на Марченко, 12, где пациенты получают необходимое хирургическое лечение.
– Стационар – это самое старое и опытное подразделение нашей больницы, в этом году ему исполняется уже 70 лет, – говорит Наталья Вадимовна. – Теперь мы можем оперировать здесь и взрослых. Открыты две палаты – мужская и женская, есть всё необходимое оборудование для диагностики, в том числе ультразвуковое и электрофизиологическое, оно позволяет убедиться в состоянии зрительного нерва и сетчатки. В ближайшее время будет введён в эксплуатацию новый оптический когерентный томограф, так что у специалистов есть возможность провести комплексное обследование пациента и, если необходимо, прооперировать на современном оборудовании.

В стационаре Центра ежегодно оперируют около тысячи детей с самыми различными патологиями
По словам главного врача, сегодня в центре оперируют порядка тысячи детей ежегодно, но есть возможность оказать помощь ещё большему числу малышей и принять примерно столько же взрослых. Центр сможет вместить всех, потому что, в отличие от детей, за которыми наблюдают минимум неделю, взрослым после операции достаточно провести здесь всего два-три дня.

Годовалая Настенька перенесла операцию по поводу катаракты неделю назад, через два месяца ей предстоит операция на втором глазу
Уже сейчас в стенах стационара можно встретить как взрослых, так и малышей. Например, годовалая Настя, прооперированная неделю назад, уже собрала сумку и вместе с мамой ждёт выписки, чтобы отправиться домой. А мама восьмилетнего Жени напряженно ждёт завершения операции в коридоре. Они с сыном в центре уже второй раз.

Для Жени Надеева это уже вторая в его жизни операция по поводу катаракты
– Первый раз Женя перенёс операцию по поводу катаракты в три с половиной года, – вспоминает Юлия Надеева. – В какой-то момент мы заметили, что ядрышко в глазу начало поблёскивать на свету и светлеть. Мы тогда побежали в больницу, и нас почти сразу положили и прооперировали. Помню, очень боялась, думала в обморок упаду, когда снимали повязку. Но оказалось, работа была выполнена ювелирно – никаких подтёков, лишь словно ниточка тоненькая на глазу.
Жене заменили хрусталик, и почти пять лет он жил полноценной и активной жизнью, вновь на операционный стол его привела травма.

Женина мама уже знакома с ювелирной работой хирургов Центра офтальмологии
– Сын сейчас учится во втором классе. Недавно прихожу домой, а старший говорит: «Мам, у Жени в глазу что-то шипит». Я была в ужасе. Оказалось, какой-то мальчик его ударил в школе, и травма спровоцировала заболевание на втором глазу. Врачи говорят, это могло произойти в любой момент, так как заболевание врождённое.
Патология действительно непростая, признаются врачи, и требующая срочного вмешательства. Ежегодно они оперируют около 20 маленьких пациентов с катарактой.
– Врожденная катаракта – это генетически обусловленное заболевание, – объясняет доцент кафедры глазных болезней ЮУГМУ Ольга Солянникова. – У нас есть родители, которые познакомились в интернате для слабовидящих, и они приводят к нам своих деток, также заболевание может развиться и во время беременности при воздействии нежелательных факторов.

Доцент кафедры глазных болезней ЮУГМУ Ольга Солянникова знает обо всех тонкостях лечения катаракты
Для таких пациентов очень важно в максимально сжатые сроки получить помощь, поэтому оперируют врачи детей буквально с двухмесячного возраста.
– При врожденной катаракте помутнение хрусталика может быть диагностировано уже при рождении, но мы даем два месяца, чтобы малыш подрос, окреп, собрал анализы, и тогда можно его оперировать. В таких случаях обязательно раннее вмешательство, чтобы свет попадал на сетчатку, чтобы должным образом формировались связи между нейронами сетчатки и корой головного мозга, – объясняет доктор. – Зрение – это функция не только глаза, зрительный импульс должен быть доведен до коры головного мозга и проанализирован. Если мы прооперируем врожденную катаракту в 17 лет, зрение пациенту мы уже не дадим.
Современные технологии позволяют заменить хрусталик при катаракте у ребенка максимально щадяще. Малый разрез от 1,8 до 2,5 миллиметра достаточен, чтобы удалить хрусталик и имплантировать интраокулярную линзу, но при этом он не требует зашивания, а значит повторного наркоза для снятия швов.
Тем временем своей очереди на операцию в палате дожидается гораздо более возрастная пациентка, тоже с катарактой, но уже приобретенной.

Елизавета Ивановна уверена, она еще сможен взять в руки и книжку, и спицы
– С возрастом здоровья не добавляется: слышу плохо, с глазами проблемы начались. Недавно у меня обнаружили тромбоз глаза и катаракту, говорят, из-за высокого давления. Направили из Юрюзани в этот центр, – сетует Елизавета Краснова.
Специалисты отмечают, современное оборудование позволяет за одну операцию решить сразу несколько проблем. А потому Елизавета Ивановна не отчаивается и верит, что ещё сможет взять в руки и книгу, и спицы, чтобы обеспечить теплыми носочками своих четверых внуков и двоих правнуков.
Записаться на обследование и консультацию в Центр офтальмологии и педиатрии можно по телефону +7 (922) 634-83-92.
Фото: Фото Ирины Созыковой, Олега Каргаполова