Сосудистые хирурги областной больницы (ЧОКБ) вместе с коллегами из Москвы провели вчера эндопротезирование аорты в грудном отделе. Выпячивание, или аневризму аорты (артериальный сосуд), врачи обнаружили у челябинца случайно, что позволило вовремя отправить пациента на операцию и фактически спасти ему жизнь. В чем уникальность операции – рассказываем в нашем материале.
Анатолий Алексеенко все свои 64 года жил и не тужил: руководил транспортным предприятием, на пенсии завел свое дело и стал готовить топливо из опилок. На здоровье никогда не жаловался и был уверен, что работа на свежем воздухе приносит только пользу. Однако в этом году прямо из леса он попал в больницу. Врачи диагностировали воспаление легких в тяжелой форме и стали дообследовать Анатолия Ивановича более углубленно. А дальше всех ждал большой сюрприз – в грудном отделе была обнаружена аневризма (выпячивание) аорты, которая грозилась в любой момент лопнуть.
– Когда узнал диагноз, полез в интернет смотреть, что это такое, то трухнул серьезно, – улыбается Анатолий Иванович. – Врачи велели носить себя как хрустальную вазу: никаких физических нагрузок – ни наклоняться, ни прыгать, никаких тяжестей не поднимать, строго следить за давлением. Не поверите, я стал спокойным как удав – чувствую, что начинаю волноваться, все прекращаю и ухожу в сторону.
Такое поведение позволило челябинцу окрепнуть после пневмонии и пройти подготовку к операции. Сегодня его аневризму сосудистые хирурги нейтрализовали с помощью современного стен-графта – самораскрывающеегося устройства в специальной системе транзита. В сложенном виде это небольшая трубочка, которая доставляется в место прикрепления, и после освобождения из чехла расправляется внутри сосуда аорты, плотно прилегает к стенкам и не позволяет крови попадать в аневризматический мешок.
– Методика устранения аневризмы аорты малотравматичным способом через небольшой разрез на бедре позволяет полностью выключить такую проблему, которая очень часто возникает с возрастом, как аневризма, или расширение аорты, которое в последующем может разорваться, – говорит сотрудник Российского научного центра хирургии (РНЦХ им. ак Б. В. Петровского, Москва) Роман Поляков. – До недавнего времени существовал только открытый способ решения проблемы – большая полостная операция с большим количеством осложнений, из-за которых операция не может быть выполнена, например, у людей пожилого возраста или с большим количеством патологий.
Аорта – самый главный артериальный сосуд в нашем организме, напоминают специалисты. Он отходит от левого желудочка сердца, проходит через грудную клетку, брюшную полость, от него отходят ветви, которые снабжают кровью головной мозг, сердце, почки, легкие, печень – все органы и системы. Обычно аорта имеет диаметр два-три сантиметра. Кровь по сосуду идет под давлением, в норме 120 на 80, но у кого-то оно бывает и сто восемьдесят, и двести. С возрастом аорта поражается атеросклерозом, и слабые места под давлением начинают выпячиваться – на определенном участке аневризма может стать и пять сантиметров, и шесть, и больше. Кроме того, стенка сосуда в этом месте еще и истончается, и если у такого человека вдруг подскочит давление, то аорта может разорваться и лопнуть. Выжить в такой ситуации не реально, практически 98% пациентов погибает.
В Челябинской областной больнице эндопротезирование аорты сосудистые хирурги освоили давно, но в год проводится всего порядка 15 таких вмешательств. С одной стороны, каждый стент-графт обходится бюджету недешево, с другой – где же сами пациенты?
– Пациентов должно быть больше, возможности диагностики с каждым годом улучшаются, – подчеркивает заведующий отделением сосудистой хирургии Владимир Владимирский. – Поэтому важно, чтобы люди знали о такой возможности. Конечно, многое зависит от состояния пациента, анатомических условий, и тактика лечения устанавливается индивидуально. Но таких ограничений, как были раньше, когда существовал только открытый способ хирургического лечения, уже гораздо меньше.
Преимущества эндоваскулярного метода очевидны: сама процедура длится до часа, а обычная – до пяти часов. При эндопротезировании пациент если и потеряет, то только пару капель крови, тогда как при открытом способе кровопотеря может доходить до литра, и потребуется переливание, а это – дополнительная нагрузка на сердце. Сопутствующие патологии – сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца – существенно ограничивали возможности хирургов помочь пациенту. Кроме того, в последнее время появилась еще одна категория больных, которым также может понадобиться эндопротезирование аорты, – при так называемой посттравматической или ложной аневризме после полученной травмы грудной клетки, например, в результате ДТП.
Операция для Анатолия Алексеенко прошла успешно. Пару часов он провел в реанимации под наблюдением специалистов, а уже к вечеру был переведен в обычную палату. Через пару дней челябинца отпустят домой, правда, с заданием – все-таки показываться к врачам регулярно и следить за своим здоровьем.
Фото: Фото Натальи Малухиной