В федеральном кардиоцентре появилась первая гибридная операционная. Теперь кардиохирурги могут одновременно сделать в ней сразу несколько вмешательств одному человеку и на сердце, и на сосудах. Потребность в такой универсальной операционной созрела давно. И не потому, что кардиохирургам лень два или даже три раза заниматься одним и тем же больным. А потому что всё больше становится таких сложных и возрастных пациентов, для которых каждая «лишняя» операция на сердце или сосудах попросту невозможна.
Первым пациентом в новой операционной для кардиологов, кардиохирургов и рентген-хирургов стал 78-летний Валерий Ильин. Житель Миасса ровно год назад решил заняться своим сердцем. Но не всё оказалось так просто. Приехал в Челябинск на консультацию к специалистам областной больницы. Те сказали, что случай очень сложный, поражены все артерии – и сонные, и коронарные.
– Если будем оперировать сонную, то может случиться инфаркт, если коронарную, то – инсульт, – вспоминает слова врачей Валерий Вячеславович. – Дважды назначали время операции и дважды её откладывали. К тому же сказали – большая открытая операция мне тоже не показана, а в кардиоцентре (ФЦССХ. – Прим. автора) как раз освоены новые технологии, которые позволяют оперировать всё и сразу без больших разрезов. Кроме, как они, никто не владеет такими технологиями и не поможет тебе.
Отправили на консультацию к Лукину (Олег Лукин, главный врач ФЦССХ. – Прим. автора), посмотрел мои документы – результаты исследований, в том числе коронарографии, сказали – берём. Месяц пропил препараты, приехал. В начале февраля выполнили первую операцию по стентированию. Потом два месяца кардиохирурги решали, что со мной делать и как.
По словам лечащего врача, кардиолога ФЦССХ Ольги Черноволовой, такие сочетанные и возрастные пациенты теперь встречаются довольно часто. Поражение всех сосудов – и ног, и сердца, и сонных артерий, которые снабжают головной мозг, и критический стеноз аортального клапана – с таким «букетом» болячек Валерий Ильин и пожаловал в центр.
– Когда мы понимаем, что риск высок, вот таким пациентам выполняется транскатетерная имплантация аортального клапана, – объясняет Ольга Алексеевна. – Но у него сложность была в том, что ни через сосуды рук, ни ног завести катетер было невозможно, поэтому пришлось действовать через главный магистральный сосуд – аорту. Первым этапом восстановили кровоток к сердцу в коронарной артерии, а затем одномоментно провели реконструкцию сонной артерии – удалили оттуда атеросклеротическую бляшку и провели имплантацию аортального клапана через минидоступ в нашей новой гибридной операционной.
– Основа гибридной операционной – самый современный низкодозовый рентгеновский аппарат – ангиограф. Он дает возможность снизить лучевую нагрузку на пациента и персонал в два-три раза, – добавляет заведующий рентген-хирургическим отделением ФЦССХ Сергей Пискунов. – Такими свойствами не обладает больше никакой другой аппарат. Это действительно технологический прорыв, который позволяет проводить более сложные и длительные по времени манипуляции. Раньше порой приходилось останавливаться, потому что не могли дальше ни себя, ни пациента облучать. А теперь можем спокойно работать, всё доделывать и всё успевать.
У ангиографа, к тому же, есть много программ обработки изображения, благодаря которым мы видим больше подробностей и деталей, которые раньше нам были недоступны, например, при стентировании. Результат таких вмешательств, естественно, будет лучше.
Кроме того, новая гибридная операционная полностью оснащена всей дыхательной, реанимационной аппаратурой, в ней также есть специальная хирургическая стойка для подключения всей техники, чего в нет других операционных. Особая гордость – осветительное оборудование. Оно предназначено исключительно для хирургических вмешательств и позволяет проводить совместные операции рентген-хирургам и кардиохирургам.
Новая операционная – восьмая в федеральном кардиоцентре. Четыре операционных предназначены для операций на открытом сердце, в том числе с ИК (искусственным кровообращением. – Прим. автора). Ещё две – стандартные рентген-операционные, есть отдельная аритмологическая для выполнения эндоваскулярных вмешательств и теперь – гибридная.
– Она универсальна: в ней можно выполнять как операции с ИК, так и рентген-эндоваскулярные и аритмологические операции и так далее – всё на одном столе и одномоментно, – подытоживает главный врач ФЦССХ Олег Лукин. – Такая операционная была для нас очень необходима. Сейчас особенно активно развиваются новые технологии, связанные с развитием современных возможностей протезирования – например, транскатетерного – аортального клапана, у самых тяжелых и пожилых пациентов. Как правило, у них уже много сопутствующих заболеваний, поэтому все вмешательства нужно выполнять щадяще и одномоментно.
Всего таких гибридных операционных по стране наберется не более пяти-шести, а в Уральском федеральном округе она первая. В обычном режиме мы загружаем её по разным направлениям, а когда появляется такой пациент, то используем ее по прямому назначению. Сколько их будет в течение года – трудно спрогнозировать, главное, операционная у нас для них есть.
А первоиспытатель новой операционной чувствует себя хорошо и готовится на выписку. Надо сказать, что для главного специалиста Миасского государственного ракетного центра с такая «работа» не нова. Да и не первая операция. Валерий Ильин пережил уже два инфаркта с разницей в 30 лет и в шутку называет себя «железным дровосеком»: оба тазобедренных сустава заменены на протезы, глаза стеклянные – оба хрусталика заменены на искусственные.
– А сердце, спрашиваю, какое будет – силиконовое? – смеётся Валерий Вячеславович. – Нагрузок сейчас нет, разве что на второй этаж по лесенке поднимаюсь потихонечку. Привык ходить не спеша: вальяжную походку я начал отрабатывать после первого инфаркта. Я человек уже опытный, знаю, что операция серьёзная, продолжительная, после неё ещё восстанавливаться надо.
Фото: Фото Олега Каргаполова