Челябинские нейрохирурги спасли беременную жительницу Магнитогорска, у которой лопнула аневризма в мозге. Будущая мама почувствовала адскую головную боль во время прогулки, и её доставили в областную больницу. 1 августа молодая мама навестила своих докторов вместе с мужем и дочкой.
После работы Катя Сокол вместе с мужем вышли на прогулку, и будущей маме резко стало плохо. В затылке появилась сильная головная боль, которая расползалась потом по всей голове. Неделю боль держалась, и ничем её нельзя было унять. Никакие таблетки не действовали. Катю положили в больницу, сделали пункцию спинного мозга и обнаружили там кровь. МРТ показало разорвавшуюся аневризму. Беременную реанимобилем из Магнитогорска доставили в Челябинск.
Обычно в таких случаях врачи прерывают беременность и спасают роженицу. В этот раз нейрохирурги, гинекологи и анестезиологи решили попытаться сохранить долгожданного малыша. Подобрали щадящую анестезию, которая не вредит плоду, и прооперировали женщину с помощью малоинвазивных и малотравматичных методов лечения.
– Это была очень ответственная ситуация, – подчеркивает главный нейрохирург минздрава Челябинской области, заведующий отделением нейрохирургии областной больницы Сергей Пашнин. – Под контролем ангиографа мы провели эндоваскулярную эмболизацию аневризмы головного мозга микроспиралями.
Через прокол в бедре нейрохирурги завели по сосудам микрокатетер. С его помощью в аневризму были доставлены и установлены микроспирали. Они прекращают поступление крови в аневризму, которая уже не будет грозить разрывом, при этом кровоснабжение мозга сохраняется. Сами микроспирали остаются навсегда в сосудистом русле. Толщиной они меньше человеческого волоса и размером два-три миллиметра, никаких неудобств пациенту не доставляют.
– Мы использовали минимальное количество медикаментозных препаратов, в том числе старались минимизировать число контрастного вещества. Кроме того, предприняли все способы защиты будущего ребёнка, и доза облучения, которую человек получает при такой операции, не угрожает жизни и здоровью будущего ребёнка, – добавляет Сергей Пашнин.
Глядя на эту счастливую улыбающуюся женщину, трудно поверить, что год назад её жизнь и жизнь её дочери висели на волоске.
– Если честно, то я не помню, что здесь происходило, – говорит с улыбкой Катя. – Я знала, что мне будут делать операцию, что ситуация сложная, что меня отвезут на реанимобиле. Очнулась уже после операции в реанимации. В Магнитогорске никто не давал гарантий, что ребёнка можно будет сохранить. И по мне тоже никаких гарантий никто не давал. Было страшно за ребёнка – меня каждая мама поймёт. Когда в тебе уже растёт живое существо, очень страшно его потом терять. Всё остальное решалось по ситуации. А Сергей Леонидович решил рискнуть, и мы очень благодарны его золотым рукам за нашу девочку, всем докторам, которые меня вели и в Магнитке, и в Челябинске.
Сейчас и Катя, и малышка чувствуют себя прекрасно. Головная боль хоть и случается, но, по словам молодой женщины, это ерунда по сравнению с тем, что было. Раз в полгода молодая мама проходит контрольные МРТ и приезжает на контрольные консультации к Сергею Пашнину.
К сожалению, предугадать где, когда и кто заболеет таким недугом, как аневризма, невозможно. Иногда это врожденная патология, иногда – приобретённая. Очень часто она никак себя не проявляет до поры до времени.
– Аневризма головного мозга – сложное заболевание, – добавляет главный врач областной больницы, заслуженный врач РФ, профессор Дмитрий Альтман. – Это патологическое расширение сосудов, которое встречается у 5-10% современных людей. Большинство из них не знают о своём недуге ничего до того момента, пока не возникнет вот такая же ситуация, как у Кати.
По словам специалиста, у сосуда есть три стенки. Из-за врождённых аномалий и недоразвития одной из них, или перенесённых болезней – гипертонии, атеросклероза, приёма определённых препаратов, в том числе гормональных контрацептивов, поэтому чаще аневризма встречается у женщин – стенка истончается и выпячивается, как мешочек или веретено (два вида аневризмы – веретенообразная и мешотчатая). Разрыв аневризмы может стоить жизни. Кроме того, есть риск её повторного появления.
Раньше при таких патологиях человек был обречен на 40 дней строжайшего постельного режима – ни присесть, ни прилечь, а только поворачиваться в пределах постели. Потому что был очень велик риск повторного разрыва. Если смертность при первичных кровоизлияниях составляла 30-35%, то при повторных – до 75%.
Есть два варианта лечения – это большая открытая операция по клепированию сосудов с резекцией кости и эндоваскулярное лечение. Это метод широко применяют в областной больнице на протяжении нескольких лет. В год это порядка 90-100 случаев.
– Мы очень боимся рецидивов разрывов аневризмы, поэтому стараемся забрать таких пациентов в наш сосудистый центр и лечить их здесь. Областная больница – ведущее лечебное учреждение региона, в котором сосредоточены самые современные технологии, – говорит Дмитрий Альтман. – Мы очень волновались, переживали всей больницей за наших девочек, неоднократно был у неё в реанимации, и мы счастливы, что обе они здоровы – и мама, и дитя.
По словам главного врача, после операции Катя абсолютно здорова. Однако в ближайшие пять лет она будет постоянным гостем в областной больнице, чтобы контролировать свои сосуды и вовремя заметить, если аневризма появится снова.
Фото: Наталья Малухина