25 августа впервые в Челябинске 35 работников Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии получили свидетельства о прохождении профессиональных курсов и присвоении должности «санитар». Теперь это не просто уборщицы, которые моют пол, а младший медицинский персонал с новым кругом обязанностей.
По словам главврача центра Олега Лукина, в прошлом году обновился профессиональный стандарт по младшему медперсоналу. Он и заставил санитарок сесть за парты, пройти ускоренные шестидневные курсы и сдать экзамены.
– Будучи ещё студентом мединститута, я работал два года санитаром. И очень хорошо знаю, что это такое, какая это большая школа и польза даже в обычной жизни, – признался Олег Лукин. – Навыки, которые я тогда получил, мне пригодились не раз. И я рад, что теперь подход к этой профессии изменился, стал серьёзнее и строже.
Теперь это не просто «женщины со шваброй», а полноценные участники лечебного процесса. Как отмечает руководитель, эти люди ежедневно находятся в прямом контакте с пациентами, работают во всех помещениях медучреждения – вплоть до операционных и палат реанимации, поэтому должны и обладать нужными знаниями, и нести ответственность.
– Санитарки больше всего общаются с пациентами: чаще, чем врачи и даже медсёстры. И от того, какую они создают атмосферу в отношениях с пациентом, зависит результат работы всей команды, – подчеркнул главврач.
По программе обучения будущие специалисты изучали не только правовые аспекты работы, но и анатомию, и психологию. И даже осваивали порядок оказания первой помощи в экстренных ситуациях – как в теории, так и на практике.
По словам главной медсестры кардиоцентра Елены Шепелёвой, обучение длилось 36 академических часов, и все экзамены её девочки сдали на отлично. Такое обучение постепенно пройдут все санитары центра.
Для Нины Наумовой это первая ступень к получении профессии медсестры. В кардиоцентре она работает всего полтора года и мечтает в следующем году поступить в медучилище.
– Нет, мне не обидно быть санитаркой – мне очень нравится! Я очень люблю свою работу и хожу сюда с радостью. Я часть большого дружного коллектива, – сказала с улыбкой Нина. – Пациенты бывают всякие. К каждому нужно найти свой подход, свои слова. Их нужно поддерживать, подбадривать, несмотря ни что. Пациенты у нас очень хорошие, потом благодарят, говорят приятные слова.
Вместе со статусом уходит в прошлое и сама швабра с тряпкой и ведром воды. Теперь уборка в кардиоцентре производится по-другому.
– Моп – это специальная тряпка, которая насаживается на каркас швабры как чехол, – рассказала и показала санитарка детского отделения Ирина Андреева. – Её не надо ни мочить, ни отжимать. Использованные мопы проходят обработку в специальном помещении, потом мы укладываем их в контейнер, добавляем дезраствор так, чтобы мопы были не мокрыми, а влажными.
Задача санитарки – менять мопы и красивой змейкой проходить полы. Так же можно мыть любые поверхности. Для этого будут свои мопы – для пола, стен и потолка. Ручка у швабры – телескопическая, можно достать на любую высоту, а головка легко движется во все стороны и под любым углом. За смену нужно два раза помыть девять палат, коридор и служебные помещения. Но теперь сделать это не так сложно: нет ни разбрызгивания грязной воды, ни поднятия тяжестей, а сама уборка стала максимально щадящей для санитарок. Может быть именно поэтому дефицита в таких кадрах в кардиоцентре нет.
Фото: Андрей Винников