В областной клинической больнице № 3 пошли на серьёзные реформы в рамках проекта «Открытая поликлиника», стартовавшего этим летом. Здесь решили сделать всё для того, чтобы врачи, а вместе с ними и медпомощь стали доступнее. Так, например, уже сейчас поликлиника ОКБ № 3 перешла на новый режим работы, более удобный для работающих челябинцев, но это далеко не всё. Подробности – в материале 74.ru.
Поликлиника третьей больницы подключилась к проекту «Открытая поликлиника» в двух блоках: оптимизация работы регистратуры и работы участковых терапевтов.
– Мне пришлось очень много времени и сил потратить, чтобы убедить сотрудников включиться в этот процесс преображения поликлиники, – признаётся заместитель главврача по поликлинике ОКБ № 3 Наталья Михалькова. – Начинали мы с тщательного анализа каждого процесса в поликлинике. И пришли к выводу, что даже мелочи помогают экономить время. Вот есть, например, рабочий стол регистратора. Мы начали с того, что документы под стекло всем регистраторам положили в одинаковом порядке, чтобы каждый регистратор мог быстро ориентироваться на любом рабочем месте, чтобы он не терялся и не искал, где взять расписание. Сначала они говорили: «Да это же мелочи!», но через некоторое время поняли, что это работает.
Такую же оптимизацию пришлось провести и на рабочих местах врачей-терапевтов: оснастить их необходимой канцелярией, папками, структурировать документацию, передвинуть мебель так, чтобы врачу приходилось делать меньше шагов до пациента.
Дальше – больше. Чтобы пациент не возвращался от терапевта в регистратуру за талоном к узкому специалисту, в поликлинике решили, что выдавать их должен сам терапевт.
– Программа позволяет терапевту записать больного к узкому специалисту самостоятельно. Конечно, сначала врачи приняли дополнительную нагрузку в штыки, – отмечает Наталья Владимировна. – Я как руководитель отслеживала, сколько пациентов врач записал к узким специалистам, а сколько из них записались через регистратуру. Приходилось разбирать с врачами практически каждый случай, когда они не выдали талон. Отговорок было много: «У меня нет медсестры», «Был тяжёлый больной», «Нам за это не платят». Но постепенно мы приходили к тому, что забота о пациенте – это путь к взаимопониманию с ним, и если нет возможности записать его на приём сиюминутно, нужно сделать это позже, а потом перезвонить и пригласить на приём.
Следующим этапом стала реконструкция терапевтической службы. В поликлинике проанализировали поводы для вызова врача на дом, после чего часть из них переложили на плечи специалистов кабинета неотложной медпомощи.
– В результате с 1 сентября мы увеличили длительность приёма врачом-терапевтом в поликлинике. Соответственно, увеличилось и число талонов. Если раньше врач принимал три дня в неделю по три часа и два дня – по четыре, то теперь каждый врач принимает по четыре часа пять дней в неделю, – объясняет заведующая поликлиникой. – Кроме того, мы посмотрели контингент посетителей во второй половине дня, и ими оказались в большинстве работающие горожане. Чтобы сделать помощь доступнее, мы продлили приём в поликлинике до 20 часов.
Администрация также пошла на сокращение среднего времени приёма терапевтом с 15 до 12 минут за счёт оптимизации работы.
– В рамках проекта у меня появилась возможность ходить по кабинетам и вникать в приём. Что я увидела? Несколько минут врач листает карту, ищет информацию о прививках, флюорографию, подклеивает анализы, подписывает что-то. А медсестра 45 процентов рабочего времени проводит в ожидании распоряжений врача: выпишет направление на анализ и снова сидит, – рассказывает Наталья Владимировна. – Мы решили, что это неправильно. Врач будет проводить объективный осмотр, работать с пациентом, а медсестра искать и подклеивать. Это экономит врачу до пяти минут времени на каждого пациента.
Чтобы избавиться от очередей, в поликлинике решили чётче структурировать талоны, и не только на приём к врачам, но и на анализы.
– Традиционно направления на анализ крови выдаются с пометкой: забор крови с 7:30 до 9:30. Все приходят к 7:30, и образуется очередь. В октябре мы переходим на новую систему выдачи талонов – через программу «Барс» у нас появилась возможность выдавать направления на анализы по времени. На каждого пациента будет по три минуты, одновременно работают три стола, и если каждый придёт к указанному в талоне времени, очередей не будет, – надеется завполиклиникой
Она признаётся – со стартом программы осознание, что поликлиники работают по старинке, становится яснее с каждым днём, а потому постоянно появляются новые идеи. Отрадно, что сейчас это уже не только инициатива руководителей, с новыми идеями всё чаще приходят рядовые сотрудники, проникшиеся идеей «Открытой поликлиники».
– Возрастной ценз участковых врачей высокий, их постоянно приходится переубеждать, что нужно меняться. Но я уверена – большинство моих коллег приходят в медицину по зову души, а значит, готовы к изменениям на благо своих пациентов, – подытожила Наталья Михалькова.
Как ранее сообщал 74.ru, с 1 июня по 30 ноября этого года на Южном Урале идёт реализация необычного проекта «Открытая поликлиника», в котором принимают участие восемь больниц Челябинска. Он основан на технологии «бережливого производства» в медицинских организациях. Корреспондент 74.ru выяснил, что нас ждёт на примере двух детских и одной взрослой поликлиники.
В сентябре в областной больнице № 2 Челябинска вызовы к детям с ОРВИ начали обслуживать не педиатры, а специалисты неотложки. Нововведение обеспокоило мам малышей, особенно после того, как родители узнали, что скоро педиатры вообще перестанут выходить на дом. Выяснилось, что перемены связаны с участием больницы в проекте «Открытая поликлиника».
Фото: Олег Каргаполов