Фильм Бориса Хлебникова «Аритмия» посмотрели уже несколько тысяч южноуральцев, но для большинства из них фильм оказался непростым для восприятия. Людей, далеких от медицины, картина словно окунула с головой в реальные, но не столь радужные будни работников скорой помощи. Сами врачи «Аритмию» до сих пор обсуждают, несмотря на то, что найти время в своем графике на поход в кино удается не всем. Мы посмотрели картину вместе с реаниматологом Центральной подстанции службы скорой помощи Челябинска Павлом Лаврентьевым, чтобы понять, где здесь реальность, а где вымысел.
— Павел, в медицинской среде «Аритмию» обсуждают?
— Обсуждают, но из сотрудников нашей подстанции посмотрели его буквально единицы — времени ходить по кинотеатрам, к сожалению, у большинства нет.
— Для обывателя фильм очень непростой, я бы даже сказала, тяжелый. Первая мысль, которая возникает после просмотра фильма, — это адская работа. Насколько реалистичной действительность на экране оказалась для вас?
— В фильме очень реалистично представлена работа скорой помощи, но надо понимать, что это некая выжимка. Допустим, начинается фильм с откровенной байки про скорую помощь, где врач дает пожилой женщине волшебную таблетку, которая спасет от всего и оказывается обычной пулькой от пистолета. В остальном те тяжелые вызовы, которые показаны в фильме, это реалии скорой помощи, то с чем сотрудники нашей службы сталкиваются ежедневно.
— Волшебная пилюля, конечно, байка, но пациентка ведь вполне типичная. Какой процент вызовов скорой сегодня приходится на бабушек с давлением? С появлением неотложки их стало меньше?
— На самом деле таких вызовов, где оказывать экстренную медицинскую без надобности, не так много. Есть, конечно, хронические больные, которые вызывают скорую каждый день или через день, такие пациенты есть в каждом районе. Часть этих вызовов забрала на себя неотложка, но всё равно львиная доля остается скорой помощи. В основном это ночные вызовы, потому что служба неотложной помощи работает днем.
— Религиозные фанатики часто мешают оказывать помощь? Как та девушка в фильме, которая не давала забрать в больницу мать, нуждающуюся в переливании крови. Как вы с ними справляетесь?
— Да, такие ситуации бывают, причем весьма часто. И не только это связано с религиозными верованиями. Иногда по различным этическим соображениям родственники не хотят, чтобы больного везли в больницу, а пациент находится в жизнеугрожающей ситуации. Приходится созваниваться с ответственным врачом по городу (есть у нас такая должность). Принимаем вместе с ним коллегиальное решение. Иногда оставляем актив терапевту, иногда скорой помощи приходится снова ехать, чтобы наблюдать больного в динамике. Бывает, если родственники неадекватные, вызываем наряд полиции и в присутствии сотрудников снова объясняем возможные последствия. Обычно такие вопросы всё-таки разрешаются путем мирных бесед, объяснения тяжести состояния, прогноза — когда говоришь, что больной умереть может, львиная доля людей понимают и соглашаются.
— А пьяные вызовы? Может, их в каких-то районах Челябинска больше? Слышала, Тракторозаводский район в этом плане особенно отличается.
— Кроме ЧТЗ у нас есть еще ЧМЗ и Ленинский. (Смеется.) В каждом районе есть свои злачные места, где происходят драки, иногда массовые, благо, это бывает не так часто.
— За последние годы пьяных пациентов стало больше или меньше? Или это постоянная величина, которая не зависит от экономических кризисов и политической обстановки?
— Скорее всего, это постоянная величина — такие вызовы всегда были, есть и будут.
— Главный герой иногда позволяет себе грубость в общении с родными пациентов. Понятно, что это очень непросто, но что вам лично помогает держать себя в руках?
— Мы же все люди и понимаем, что вызывающие, которые ведут себя агрессивно, неадекватно, где-то они находятся в состоянии алкогольного опьянения, где-то просто из-за душевных переживаний себя так ведут. Просто стараемся спокойно разговаривать. Когда уже конкретно не понимают и когда существует угроза жизни, тогда приходится покидать место вызова, ждать наряд полиции и заходить в квартиру с полицейскими.
— «Пусть у других врачей умирают, главное, не под вами» — очень жёсткая фраза, прозвучавшая в фильме. И главный герой несколько раз идет на конфликты с другими врачами, чтобы спасти жизнь пациенту. У нас такие ситуации бывают или маршрутизация сегодня максимально прописывает все шаги и алгоритмы действий.
— Наша служба сейчас работает по стандартам оказания медицинской помощи, то есть на множество заболеваний есть стандарты. Они обязательны к соблюдению, но есть случаи, когда от них можно немножко отклоняться. Это очень помогает в лечении, как и маршрутизация. Когда мы принимаем решение о госпитализации, мы отзваниваемся диспетчерам, сообщаем куда везем больного. Если врач или фельдшер сомневается, куда везти, можно также связаться со старшим врачом и коллегиально принять решение. У нас в Челябинске большинство стационаров многопрофильные, где представлены и терапия, и хирургия, в спорных случаях решение принимается в пользу больного, и скорая везет его не в территориально закрепленный стационар, а в многопрофильный, где точно будет оказана помощь. Такие случаи, когда больного по два часа катают по городу, сейчас практически исключены.
— Как с 20-минутным нормативом обстоят дела? Понятно, что в фильме он утрирован, но действительно ли есть ограничения по нахождению врача на вызове?
— Помощь в течение 20 минут — это, конечно, гипербола, но 20-минутный доезд бригады с момента получения ей вызова — это да, это реалии нашей жизни и мы должны укладываться в этот норматив. На вызовах, естественно, никто не засиживается — больной стабилизировался, мы либо забираем его на госпитализацию, либо передаем актив терапевту на следующий день.
— Как удается за 20 минут доезжать до пациентов в условиях восьмибалльных пробок?
— Тут бывает и по газонам, и по тротуарам добираемся, как в фильме. Порой приходится и через бордюры перепрыгивать, и по трамвайным путям ехать — всё зависит от срочности вызова. На давление, конечно, никто с мигалкой не полетит, а если повод к вызову срочный: падение с высоты, захлебнулся, утонул, подавился, повесился (вариантов множество), туда скорые летят со спецсигналами, и там уже все средства хороши — и по тротуарам, и на красный. Часто машина скорой помощи не может преодолеть двор, они у нас узкие, машин много. В таких случаях выгружаешься и в пешем порядке идешь до больного, иногда и на девятый этаж в полной укладке.
— Для ваших пациентов это остается за кадром. Кстати, претензия в фильме была по поводу того, что врачи не разулись в квартире, сейчас как-то решается этот вопрос? Сотрудники возят с собой бахилы?
— Задача скорой помощи — оказывать медицинскую помощь в экстренных ситуациях. Надевание бахил нормативными актами не предусмотрено. Тем не менее в укладке всех бригад имеются бахилы, которые могут быть использованы в случае необходимости, например, при оказании помощи детям раннего возраста.
— О спиртном. Бутылка проходит лейтмотивом через весь фильм. Понятно, что морально тяжело работать на скорой, всё время на пределе, но смог бы такой человек, как Олег, выпивающий фактически после каждой своей смены, работать на скорой?
— Да, работа у нас не сахар, но здесь опять же образ утрирован. Конечно, люди выпивают, бывает, но не так, чтобы вышел за порог станции и побежал за бутылкой — такого нет. С запахом перегара никто никогда на работу не приходит, это, если хотите, как дресс-код. Врачи не проходят медицинский осмотр перед сменой, как водители, но когда ты получаешь медицинскую укладку, диспетчер с запахом или в нетрезвом состоянии точно не пропустит. На моей памяти такого не было.
— Тяжелые вызовы, смерть, такие порой сложные пациенты — в чём ваш секрет, как не увязнуть в этом болоте, и на такой непростой работе остаться и профессионалом, и человеком?
— Здесь много факторов. Во-первых, это личностный компонент, во-вторых, семья. Если нет семьи, сделать это очень сложно, она как воздух необходима, чтобы не находиться в этом негативе постоянно, переключаться, испытывать другие эмоции. Желательно еще и хобби иметь, чтобы не было желания тянуться за бутылкой.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Виталий Визаулин