В Челябинском областном центре онкологии и ядерной медицины начали проводить биопсию и вакуумную аспирацию опухолей под прицелом маммографа. Новые исследования стали возможны благодаря современному оборудованию, появившемуся в новой поликлинике медучреждения.
По словам врачей, преимуществ у аппарата, предназначенного для диагностики заболеваний молочной железы, несколько. Основное — аппарат даёт очень качественную картинку с большим разрешением, на которой видно больше, чем на любом другом виде маммографов. Но не менее важно то, что он совместим с оборудованием для дополнительных диагностических и лечебных манипуляций.
— Этот аппарат совместим с устройствами для забора образцов тканей из опухоли, — объясняет заведующий отделением опухолей молочной железы областного центра онкологии и ядерной медицины Олег Терёшин. — Сегодня мы провели первую для нас процедуру, нацеленную на опухоль, которую мы не находим никаким иным способом (ни руками, ни на УЗИ) и только видим её на рентгеновских снимках.
Такие опухоли — вовсе не редкость, говорят врачи. Это самые ранние симптомы рака. На обычном маммографе специалисты смогут лишь заподозрить их, когда мельчайшие частицы ещё не превратились в образование и напоминают «пылевое облако».
— Это тот случай, когда узла нет, но имеются микрокальцинаты. Это маленькие плотные структуры, как камешки, размером менее 0,5 миллиметра. Это мёртвые раковые клетки, которые быстро развиваются и быстро отмирают, поэтому быстро обызвествляются и остаются либо в протоках, либо в дольках груди, — уточняет заведующая отделением рентгенодиагностики и ультразвуковой диагностики центра, главный специалист по лучевой диагностике минздрава Челябинской области Галина Братникова. — Определить микрокальцинаты можно только с помощью маммографии с хорошим разрешением — мы их не увидим ни с помощью КТ или МРТ, ни на УЗИ. Именно поэтому в России сейчас проводится маммографический скрининг всем женщинам старше 40 лет для выявления рака молочной железы на ранней стадии.
У сегодняшней пациентки специалисты обнаружили микрокальцинаты в груди на площади меньше одного сантиметра, все — размером с пылинку. Чтобы понять, насколько реальна угроза рака для женщины, у неё взяли биопсию под прицелом маммографа.
— Аппарат позволяет нацелить биопсийный инструмент в ту зону, которая нас интересует, — говорит Олег Терёшин. — Это позволяет обойтись без секторальной резекции молочной железы, которая значительно травматичнее и оставляет рубцы. Такие операции по удалению сегмента железы проводятся для получения фрагмента тканей, вызывающих опасения. Более того, когда опухоль не пальпируется руками, приходится забирать ткани с запасом, чтобы не попасть мимо той зоны, которую мы видим только на рентгеновском снимке. Новое же оборудование позволяет взять очень маленький фрагмент ткани ровно из нужной зоны и тем самым избавить женщину от ненужной диагностической операции.
Новый маммограф также поможет избежать травмирующих операций пациенткам с доброкачественными образованиями.
— У нас появилась возможность под рентгеновским контролем выполнять не только биопсию, но и малоинвазивные операции с помощью аппарата для вакуумной биопсии, — продолжает доктор. — Точно так же аппарат позволяет получить координаты нужной зоны, но рабочий инструмент используется не биопсийный, а вакуумный. Он позволит нам забрать объём ткани, сравнимый с крупной оливкой. Если опухоль доброкачественная, мы через прокол заберём всю эту структуру и получим не только диагностику, но и лечебное мероприятие в одну процедуру, избавив женщину от более травматичной операции, которая несёт за собой косметический дефект.
Особенно поможет новый инструмент в работе с пациентками, которых природа одарила большой грудью.
— Представьте — у женщины большая грудь, и в ней есть маленькое образование, которое пальцами мы найти не можем, это иголка в стоге сена. Чтобы её достать, приходится делать довольно большой разрез, иначе не подойти к этой зоне. Биопсийный инструмент можно подвести на любую глубину и из маленького прокола в стоге сена найти иглу и её забрать. Всё, что останется, — небольшой синяк и след от прокола, который потом будет практически незаметен.
Ещё один плюс новых методик — женщинам не требуется госпитализация, максимум — наблюдение в течение 15-20 минут после манипуляции. Потом они могут отправиться по своим делам.
Ещё один плюс маммографа — он низкодозовый, поэтому врачи смогут сделать столько снимков, сколько это необходимо для постановки точного диагноза.
— Наша поликлиника — консультативный центр, где уточняется онкологический диагноз, степень распространённости, осуществляется планирование лечения. Мы здесь отвечаем на вопросы, на которые не смогли ответить коллеги из муниципальных учреждений, поэтому здесь сконцентрирована техника экспертного класса именно для уточняющей диагностики, — отмечает главный онколог минздрава Челябинской области Андрей Важенин. — Аналогов этому маммографу нет в России, но это не предмет для гордости, а инструмент для решения задач. Основная наша изюминка в том, что наши доктора готовы для работы на этом оборудовании.
Как ранее сообщал 74.ru, за последние десять лет заболеваемость раком молочной железы среди россиянок выросла на 32 процента. При этом среди заболевших в возрасте от 19 до 39 лет таких женщин стало больше на 34 процента.
Напомним, среди женских онкологических заболеваний рак молочной железы занимает первое место уже долгие годы. Об этом ранее 74.ru рассказал заведующий отделением опухолей молочной железы Челябинского областного центра онкологии и ядерной медицины Олег Терёшин. В России каждый год регистрируется порядка 60 тысяч новых случаев, на Южном Урале — примерно 1400. Этот уровень заболеваемости растёт примерно на 2% в год в течение последних 15 лет — стабильно, устойчиво и непрерывно. Это основная онкологическая патология у женщин.
Подробнее об этом заболевании и его профилактике — в онколикбезе 74.ru.
Мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов