Хирурги Челябинской областной клинической больницы вытащили с того света пациента, у которого расслоилась аорта и кровь из главного сосуда попала в область перикарда, или сердечной сумки. Если бы сосуд лопнул окончательно, кровь бы заполнила сумку, сдавила сердце и остановила его. Чтобы этого не случилось, врачам пришлось действовать очень оперативно.
Бывший военный, а ныне полицейский 47-летний челябинец Руслан Сайетдинов никогда на здоровье не жаловался, но резкая боль в груди заставила его пойти в поликлинику.
— Это произошло 31 мая. Ко мне в комнату зашёл сын, и я просто-напросто повернул голову. В этот момент почувствовал острое жжение в области груди и боль, которая длилась минуты четыре, — вспоминает мужчина.
Кардиограмма, сделанная в поликлинике, отклонений в работе сердца не показала, и мужчине посоветовали обратиться к неврологу по поводу остеохондроза. Но уже к вечеру у Руслана подскочила температура, а следующим утром боль в груди повторилась, да так, что перехватило дыхание. Пришлось вызвать скорую.
— Меня положили в больницу, но ещё три дня не могли поставить диагноз: несколько раз брали кровь, отправляли то на рентген, то на компьютерную томографию. А после УЗИ сердца пришла кардиолог и сказала, что у меня не очень хорошие шансы дожить до вечера и что единственные специалисты, которые хоть что-то могут сделать, находятся в областной больнице, — говорит Руслан.
Челябинца перевезли в больницу на скорой и сразу начали готовить к операции.
— Доктора мне объяснили, что со мной произошло и что они будут делать. Деваться было некуда, — говорит Руслан. — На следующее утро я проснулся, спросил: «Сколько меня оперировали?». Мне ответили, что операция шла шесть часов и прошла четыре дня назад…
— Операцию пришлось выполнять экстренно, потому что у пациента было серьёзное заболевание — расслоение аорты. Такие пациенты умирают от разрыва аорты и массивного кровотечения в полость перикарда, где находится сердце. Кровь под большим давлением попадает в полость, сдавливает сердце, и оно перестаёт сокращаться, — объясняет заведующий отделением кардиохирургии областной больницы Михаил Нуждин. — Нашему пациенту повезло, аорта не разорвалась окончательно, но кровь в области перикарда уже была, и тромбы в просвете аорты. Они тоже могли в любой момент оторваться и попасть в сосуды головного мозга, в сосуды, которые питают органы брюшной полости или нижние конечности.
Чтобы не допустить полного разрыва аорты во время операции, хирурги ещё до её начала перевели больного на искусственное кровообращение. После этого они заменили около 15 сантиметров восходящей аорты и дуги аорты на сосудистые протезы. Ещё несколько дней после сложнейшей открытой операции за жизнь пациента боролись реаниматологи.
— Мне повезло, что в миллионном городе я встретил людей, которые сумели меня спасти, — говорит Руслан Сайетдинов. — Я хотел бы поблагодарить весь медперсонал — санитарочек, медсестёр, операционных сестёр, врачей. Благодаря им я увижу своего сына, которого мог бы уже не увидеть.
Но так бывает не всегда — три из четырёх пациентов с диагнозом, как у Руслана, погибают в первые трое суток. Одна из причин — сложная диагностика, особенно у людей, которые никогда раньше не жаловались на здоровье. Чаще всего ЭКГ при такой патологии оказывается в норме, и боли в груди списывают на остеохондроз, драгоценное время оказывается упущено.
— Острая боль — это всегда сигнал, поэтому нужно незамедлительно обратиться к врачу, — советует Михаил Нуждин. — Под ней могут маскироваться заболевания сердечно-сосудистой системы, бронхо-лёгочной, желудочно-кишечного тракта. Особенно надо насторожиться, если это боль за грудиной, боль, которая отдаёт в руку или под лопатку.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.