Из Челябинской областной больницы выписали 56-летнюю Светлану Попову, которой пересадили донорское сердце. Для Южного Урала это вторая такая успешная операция — первую кардиохирурги провели в октябре прошлого года.
Собственное сердце Светланы пострадало ещё в детстве.
— Осложнение дала ангина, которой я переболела в пятом классе, — вспоминает женщина. — А весной стало просто невыносимо: постоянная одышка, из-за которой я ни ходить, ни спать не могла, боли.
В Карталах, где всю жизнь прожила Светлана, врачи пытались её лечить, но препараты уже не помогали. У женщины развилась дилатационная кардиомиопатия, при которой все полости сердца растягиваются, и оно перестаёт справляться с работой. Обследование в областной больнице показало, что единственный шанс — пересадка сердца.
— Врачи говорили, что стенка могла не выдержать в любую минуту, — говорит пациентка. — Я без разговоров согласилась на операцию. Когда меня поставили в лист ожидания, собрала тревожный чемоданчик и была готова поехать в больницу по первому звонку.
Звонок раздался 4 октября.
— Михаил Дмитриевич (Нуждин. — Прим. авт.) позвонил и сказал, что есть донор, желательно поскорее приехать. Дело было после обеда, и он уточнил, что лучше ничего не кушать, а я говорю: «Спасибо, только что пообедала», — улыбается Светлана. — Если честно, думала, когда мне позвонят, сознание потеряю, но нет, даже какое-то облегчение было. Мы быстренько собрались и через четыре часа были в больнице. В операционной доктор спросил: «Светлана Георгиевна, боитесь?», а я ему: «Нет, я же спать буду».
Операция шла около четырёх часов. Над Светланой «колдовали» два кардиохирурга, несколько анестезиологов, рядом были медсёстры и санитары — всего около 10 человек. Специально на операцию приехал доктор из Екатеринбурга, где опыт трансплантаций сердца больше. Параллельно в соседней операционной работала вторая бригада, которая делала забор донорского органа.
— Технически во время операции кардиохирургам необходимо соединить левое предсердие, нижнюю и верхнюю полые вены, лёгочный ствол, — перечисляет заведующий кардиохирургическим отделением Челябинской областной клинической больницы Михаил Нуждин. — Операция прошла штатно, без осложнений, как и последующий этап приживления донорского органа. Самый опасный период всегда — это первая неделя после трансплантации, через пять-семь дней мы обычно проводим биопсию, и становится понятно, как прижилось донорское сердце.
С момента операции прошло чуть больше месяца. Швы на грудной клетке до сих пор напоминают Светлане о перенесённой операции, но сердце работает как часы.
— Теперь нет тех болей, с которыми я жила, я могу вздохнуть, могу глубоко дышать, — говорит она.
Светлана признаётся — старается не думать о том, что в груди бьётся сердце другого человека.
— Просто благодарна богу и врачам за то, что дали второй шанс на новую жизнь, а всем остальным стараюсь голову не забивать, — говорит она. — Сейчас мечтаю поскорее вернуться к активной жизни, ведь у меня три дочери и восемь внуков, так что есть чем заняться. Ещё я очень люблю рисовать, хочу вернуться к своим картинам, но пока руки ещё не слушаются.
По словам главного трансплантолога Минздрава Челябинской области Алексея Барышникова, в листе ожидания на пересадку сердца сегодня около 20 пациентов.
— Для нашего региона развитие операций по трансплантации сердца особенно важно, потому что мы находимся далеко от федеральных центров, а сердце — самый короткоживущий орган, — говорит он. — Если почка может ждать реципиента до 24 часов, то для сердца этот временной промежуток составляет всего четыре часа, за это время добраться до федерального центра невозможно, единственный вариант — переезжать и ожидать появления донора в Москве. Для больного человека, которому необходима помощь близких, постоянно требуется медпомощь, это практически невозможно.
— Теперь перед нашей больницей стоит задача сделать так, чтобы эти операции стали не столько эксклюзивными, сколько более или менее стабильными, — добавляет главный врач областной больницы Дмитрий Альтман. — У нас уже пересажено более 120 почек, проведено шесть трансплантаций печени, вторая пересадка сердца, и это только начало.
Первую на Южном Урале пересадку сердца специалисты сделали прошлой осенью 54-летнему жителю Миасса Александру Обухову. Восемь лет назад мужчина перенёс обширный инфаркт. В последнее время поддерживать сердце в рабочем состоянии ему не помогали ни таблетки, ни имплантированный кардиостимулятор, поэтому, как только появилась возможность, врачи решились на радикальную меру. О том, как изменилась жизнь после трансплантации, Александр Обухов рассказал 74.ru.
В Челябинске на поток уже поставили операции по трансплантации почки и печени. В прошлом году число операций по пересадке почек перевалило за сотню.
Хотите поделиться историей спасения врачами человека на Южном Урале? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.