Пластическая хирургия в нашем регионе сегодня стала доступна практически каждому, но так было далеко не всегда. Начало этому было положено в 1991 году, как следствие глобальных политических перемен в нашей стране. В частности, именно тогда в Челябинске был основан Центр пластической и эстетической хирургии «ПЛАСТЭС». О том, на что важно обратить внимание при выборе пластического хирурга, как новые законодательные изменения повлияли на оказание услуг пациентам, и о многом другом рассказал генеральный директор центра «ПЛАСТЭС», ведущий хирург, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пластической хирургии и косметологии, главный внештатный специалист пластический хирург Уральского федерального округа, Сергей Александрович Васильев.
— Сергей Александрович, в 2018 году Минздрав утвердил новый порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия». Что изменилось в связи с этим и как вы оцениваете эти изменения?
— Прежде всего, новые требования Минздрава запрещают выполнение любых пластических операций вне стационара. Это привело к тому, что большое количество центров пластической хирургии, не имеющих стационара и серьезного оборудования, теперь смогут работать только в рамках консультативной амбулаторной помощи. С одной стороны, необходимость ложиться в стационар не очень удобна для пациента, и в большинстве развитых стран мира подавляющее большинство эстетических операций сегодня проводится амбулаторно без каких-либо катастрофических последствий. С другой стороны, выполнение любых хирургических операций на базе многопрофильного стационара повышает безопасность пациента в тех редких случаях, когда в процессе оказания «медицинской услуги» могут возникнуть опасные для жизни осложнения. Никто не может возразить, что при проведении любого инвазивного вмешательства врач должен обеспечить максимальную безопасность для пациента, но, как и для всей нашей жизни в целом, рациональная стратегия должна выстраиваться исходя из баланса рисков и достигаемых результатов.
— Какие клинические базы и стационары сегодня есть у центра «ПЛАСТЭС»?
— В самом Центре «ПЛАСТЕС» мы приводим консультации и лечение пациентов после выписки из стационара, а сами пластические операции проходятся в многопрофильных лечебных учреждениях, таких как Дорожная клиническая больница, Челябинский областной клинический онкологический диспансер, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Дело в том, что наша специальность не ограничивается только хирургической косметологией, в чем до сих пор уверены даже многие доктора. Помимо эстетических операций существуют большой спектр пластических и реконструктивных операций, выполняемых по медицинских показаниям, когда речь порой идет о спасении жизни человека.
— Насколько известно, «ПЛАСТЭС» является центром подготовки специалистов по специальностям «пластическая хирургия» и «косметология»?
— Верно, наш центр является базой кафедры пластической хирургии Южно-Уральского государственного медицинского университета, мы занимаемся подготовкой пластических хирургов и косметологов с 1996 года. За это время обучение в нашем Центре прошла не одна сотня специалистов со всех регионов России и ближнего зарубежья. от Калининграда до Владивостока, включая Москву и Санкт-Петербург, — до Казахстана и Украины. Наши учебные программы ориентированы на методики подготовки американских пластических хирургов, и основаны на широком использовании самых современной иностранных и отечественных информационных баз. Также мы активно делимся собственным опытом и знаниями.
— На ваш взгляд, с чем связано такое доверие, почему учиться приезжают именно к вам?
— Наверное это связано с тем,, что мы стремимся поддерживать высокий профессиональный уровень, активно занимаемся научной работой и демонстрируем свои результаты на самых крупных национальных и зарубежных конгрессах, включая такие страны, как Италия, Германия и США. Трое хирургов нашего центра являются действующими членами Американского общества пластических хирургов (ASPS). Мы даем нашим курсантам не только теоретические знания, но очень много времени посвящаем работе у операционного стола.
Также, повторюсь, спектр нашей деятельности не ограничивается эстетической хирругией. Мы делаем много операций, которые кроме нас не делает никто ни в Челябинске, ни в соседних регионах, например — ортогенетические операции. Также мы занимаем лидирующие позиции в новом направлении медицины — регенеративной хирургии, основанной на стволовых клетках человека. Специалисты считают регенеративную хирургию революционным прорывом в медицине, в ближайшей перспективе способную решить проблему несовместимости тканей и органов, открывая реальные возможности создания «запасных частей» для организма человека из его собственных стволовых клеток. И уже сегодня регенеративная хирургия позволяет вылечивать некоторые тяжелые заболевания, которые не поддавались традиционным методам терапии.
Как раз в феврале наш доктор Вячеслав Сергеевич проводил показательные операции в Москве, в Государственном научном центре колопроктологии, где он демонстрировал новый метод лечения ректо-вагинальных свищей, основанный на принципах регенеративной хирургии.
— Что бы вы посоветовали человеку, который хочет найти хорошего пластического хирурга?
— Мне часто задают такой вопрос. Существует и стандартный набор рекомендаций по этому повод, В частности, пациенту предлагается поинтересоваться, сколько подобных операций сделал хирург и посмотреть их результаты. Но это не всегда надежно, потому что недобросовестный доктор может легко обмануть неквалифицированного «потребителя медицинских услуг», и сказать, что он, еще вчера получив сертификат пластического хирурга, уже сделал столько операций, сколько нереально выполнить одному хирургу за всю жизнь, да и чужие результаты можно легко закачать из интернета. В тоже время, в большинстве случаев, представленные на сайтах и в инстаграммах фотографии до- и после- операции нельзя сравнивать, так как они не соответствуют существующим требованиям. По моему мнению, единственным объективным критерием мастерства пластического хирурга может быть оценка, данная ему самими профессионалами — так называемый «гамбургский счет». Ведь дилетанта обмануть легко — профессионала обмануть невозможно. Посмотрите на сайте доктора перечень его публикаций и презентаций на профессиональных конгрессах, и все сразу станет ясно. Если «самый лучший пластический хирург» ни разу не демонстрировал своих результатов профессиональному сообществу, значит либо результатов нет, либо результаты таковы, что их нельзя показывать.
— Изменились ли сегодня требования к обучению пластических хирургов?
— Да, если раньше курсы профессиональной переподготовки хирурга на направление «пластическая хирургия» занимали всего четыре месяца, сейчас этот срок увеличился до двух лет. Возможно, в будущем молодых специалистов ожидает пятилетняя ординатура, что соответствует срокам обучения в развитых странах мира.
— Любое ли желание пациента с точки зрения эстетической хирургии можно воплотить в жизнь?
— Мы можем изменить форму лица и тела только в рамках индивидуальных анатомических особенностей человека и исходя из современных технических возможностей пластической хирургии. Очень важно, чтобы у человека сложились реалистические ожидания возможного результата пластической операции. В некоторых случаях для этого используется компьютерное моделирование.
— Были ли в вашей практике случаи, когда вы отказывали пациенту?
— Такие случаи иногда бывают как раз в тех ситуациях, когда мы видим, что у пациента сложились нереалистические ожидания результата обсуждаемой пластической операции. Конечно, удачная пластическая операция способна кардинально улучшить качество жизни человека. Но при этом нужно помнить, что хирургия является агрессивным методом, сопряженным с риском. Поэтому решаться на эстетическую операцию следует только в том случае, если вы хорошо понимаете на какой результат можно рассчитывать, и при этом не просто хотите, но очень хотите это сделать.
Центр пластической и эстетической хирургии «ПЛАСТЭС»,
Челябинск, ул. Воровского, 15в;
тел.: +7 (351) 237–89–22, +7 (351) 237–97–45, +7 (351) 263–33–38;
mail@plastes.ru
Рlastes.ru.