Заявление главы Роспотребнадзора Анны Поповой о том, что в нашей области обнаружен мутирующий коронавирус, вызвало массу вопросов у южноуральцев. По ее словам, суть мутации в том, что вирус менее чувствителен к сыворотке, содержащей антитела к COVID-19. Что это значит и чем грозит — 74.RU спросил у главного эпидемиолога региона Александра Выгоняйлова.
— Любые вирусы в процессе циркуляции, в том числе коронавирус, мутируют, изменяются, изменяют строение генома — это связано с тем, что вирус борется за свое выживание, — говорит Александр Выгоняйлов. — Но только часть этих изменений надолго сохраняются, некоторые исчезают. Благодаря этим мутациям мы можем отследить вообще, как вирус распространяется среди людей. Благодаря этому мы знаем, что в Российскую Федерацию вирус пришел не из Китая, а из Европы, куда он в свою очередь попал из Китая. Знаем, что произошло это в феврале 2020 года, и было всего 65 таких случаев завоза, которые в последующем распространились и привели к массовым заболеваниям на территории РФ. Что касается данных о зарегистрированных новых изменениях вируса, которые все активно обсуждают последние дни, то это никак не повлияет на клиническую картину заболевания: нет данных, что она станет тяжелее, но и, к сожалению, инфекция не будет протекать легче. Не изменятся пути передачи инфекции и степень заразительности.
Далее специалист объясняет, чем опасна мутация.
— Та часть генома вируса, где произошли изменения, отвечает за возможность вируса отвечать на воздействие нейтрализующими антителами, в том числе получаемыми пациентами при введении плазмы людей, перенесших инфекцию ранее (реконвалесцентов). Это только лишь предположение, что будет менее эффективное лечение антиковидной плазмой. И есть пути, как с этим бороться, если это произойдет. Более того, мнение ученых в отношении применения плазмы — оно неоднозначно именно в части необходимости применения плазмы с антителами переболевших. Применение антиковидной плазмы сейчас — это практически терапия отчаяния, которая показана тяжелым пациентам. Но использование плазмы при коронавирусной инфекции всегда положительно сказывается на течении заболевания. Так, в процессе развития инфекции (при среднем и тяжелом течении) отмечается как склонность к тромбообразованию, так и последующему развитию так называемого ДВС-синдрома.
Эпидемиолог считает, что пугать население словом «мутация» не стоило.
Слово «мутация» пугает людей после американских фильмов. Но этот термин не пугающий — это естественный процесс в жизненном цикле вируса
— Никакой мутант-монстр не появился, это тема научной дискуссии и повод для дальнейших наблюдений за изменениями вируса. На мой взгляд, организаторам научной конференции надо было быть аккуратнее, и подобную информацию надо выносить на обсуждение населения только с комментариями специалистов. Народ и так достаточно запуган, чтобы сейчас это обсуждать. Поэтому еще раз говорю, что не меняется ничего — ни меры профилактики, ни меры защиты, ни подходы к лечению, ни тактика. Во-первых, коронавирусная инфекция, назовем прямо, — это фармакологически неуправляемая инфекция: нет ни одного специфичного препарата именно в отношении коронавируса. Тот же «Фавипиравир» первоначально создавался против вируса гриппа А, имеет ряд серьезных побочных эффектов и должен применяться только по назначению врача. Люди должны понять главное — чтоб доза инфицирования была меньше, а заболевание, если произойдет, легче, надо систематически и правильно использовать барьерные меры предосторожности: гигиена рук, маски, социальная дистанция в местах массового скопления людей и, в первую очередь, закрытых помещениях.
За последние сутки коронавирус диагностировали у 219 южноуральцев. Всего с начала пандемии заразились 23 964 человека.
Находящимся в реанимации пациентам необходимы спасительные иммунные клетки, но в Челябинске дефицит плазмы с антителами. Оказывается, желающих сдать защитные компоненты крови предостаточно, вот только, чтобы пройти процедуру, нужен анализ на антитела стоимостью около 1000 рублей.