Областной кожно-венерологический диспансер № 3 не остался в стороне в период пандемии. В разгар второй волны COVID-19 в лечебном учреждении произошло два знаковых события. Приказом регионального Минздрава стационар ОКВД № 3 было решено перепрофилировать под отделение по долечиванию коронавирусных больных. Одномоментно пришло известие о смене руководства. Исполняющей обязанности главного врача ГБУЗ «ОКВД № 3» была назначена Лилия Лобанова — ученица и преемница основателя диспансера на Южном Урале, доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ Валерия Игликова. Бессменный руководитель учреждения находился на этом посту 41 год и в возрасте 72 лет ушел на заслуженный отдых.
Лилии Лобановой удалось мобилизоваться самой и сплотить коллектив, открыть постковидный стационар на 100 коек без ущерба для профильного направления. Узкоспециализированное учреждение штатом врачей дермато-венерологов не только закрыло потребности в медицинской помощи своих пациентов, но и подставило плечо здравоохранению в борьбе с пандемией. Лилия Лобанова поделилась планами и проектами ОКВД № 3 на 2021 год, рассказала о пациентоориентированном подходе и техническом оснащении учреждения.
На два фронта
— Лилия Асхатовна, расскажите, какие меры вы приняли в первую очередь, вступив в должность и. о. главного врача? С чего планировали начать, какие решения принимались?
— Нам пришлось начинать с экстренных мер. В первый же день моего вступления в должность мы открыли отделение по долечиванию больных ковидом. Был получен приказ от Министерства здравоохранения Челябинской области, который предписывал обеспечить региону 100 коек на двух этажах в здании стационара для дерматологических больных по Блюхера, 12. Поскольку это параллельное направление работы и оно не должно влиять на основной профиль диспансера, мы не ликвидировали, а перенесли собственную базу на 2-ю Павелецкую, объединив со вторым действующим стационаром ОКВД № 3. Изыскали средства, докупили всё необходимое, укомплектовали штат медперсонала. Самая горячая пора пришлась на осень, когда в стационаре не оставалось ни одного свободного места.
Знаете, когда берешь на себя такие повышенные обязательства, важно обеспечить стабильную работу учреждения, чтобы профильные направления не давали сбой, чтобы пациенты получали помощь в полной мере, чтобы сотрудники были охвачены вниманием и были уверены в завтрашнем дне. Стараемся со всеми задачами справляться.
— Какова структура и мощности диспансера на сегодняшний день?
— Мы обслуживаем население Челябинского и Копейского городских округов, Коркинского и Еманжелинского муниципальных районов. В структуре ОКВД № 3 функционирует восемь поликлинических отделений, пять из которых — в Челябинске. Открыты стационары для дерматологических и венерологических пациентов, а теперь и для ковидных больных. Мы делаем всё, чтобы оказывать специализированную дермато-венерологическую помощь населению даже в условиях пандемии. На сегодня не было такого случая, чтобы поступила жалоба об отказе в госпитализации по нашему профилю. Это показательно.
Диспансер — это люди
— Как выстраивается работа с коллективом? Нет ли проблем с дефицитом кадров?
— Людей хватает, и каждый специалист в нашей команде важен и ценен. Коллектив диспансера формировался годами, у нас практически нет текучки. Сотрудники опытные, хорошо знают свою работу. Особо значимо для меня как руководителя то, что в команде есть понятие взаимовыручки, отзывчивости и безотказности. Если врач одной поликлиники заболел, на смену может выйти его коллега из другого подразделения.
У нас есть очень полезная практика, когда мы устраиваем внутренний аудит и временные кадровые перестановки. Мы можем направить заведующую одной поликлиники в другое подразделение на два-три месяца. Чтобы руководитель со стороны мог увидеть недочеты в работе учреждения и указать на слабые места, предложив план по оптимизации процесса. Аналогичные эффективные схемы мы практикуем со старшими медсестрами.
Оснащение на достойном уровне
— Какова техническая база ГБУЗ «ОКВД № 3»?
— У диспансера имеется собственная лаборатория, оснащенная современным оборудованием. У нас действует серологическое, клинико-диагностическое и бактериологическое подразделения, а также ПЦР-лаборатория. Весь спектр манипуляций, который необходим нашим пациентам, мы гарантируем. Специалисты обеспечены оборудованием на местах. Во второй поликлинике есть кабинет аппаратной диагностики. Мы приобрели дерматоскоп с видео- и фотопроекцией, чтобы можно было увидеть динамику кожного заболевания. В целом оснащенность на достойном уровне.
В центре внимания — пациент
— Лилия Асхатовна, какие прорывные проекты планируется реализовать в диспансере в 2021 году?
— Сейчас в стадии разработки ряд инициатив, каждая из которых направлена на повышение сервиса и качества помощи пациентам нашего региона. Один из проектов нацелен на своевременное выявление онкологических заболеваний. Хотим развить работу диспансера в области ранней диагностики онкопатологий, своевременно направлять пациента с подозрением на тревожный диагноз к узкому специалисту, пока доброкачественное образование не переросло в злокачественное.
Еще одно магистральное направление нашей работы — это формирование здорового образа жизни среди населения и профилактика заболеваемости. В этом году мы усилили направление диспансеризации. Чтобы предотвратить обострение заболевания, жители региона должны своевременно получать консультации узких специалистов, находится под постоянным наблюдением дерматолога. Тогда велики шансы, что они не будут попадать в стационар в тяжелом состоянии. Нами выстроен такой алгоритм: врач держит ситуацию на контроле, по графику приглашает пациента на прием. Порядок работы совершенствуем и планируем отслеживать показатели эффективности: сколько пациентов прошло через диспансеризацию, насколько уменьшилось количество обострений, какова результативность диспансерного наблюдения.
— Как выстраивается работа врачей с такой особой категорией пациентов — с подростками?
— Планируем запустить проект в соцсетях для молодежи. Будет создана онлайн-площадка для общения подростков с врачами. Во «ВКонтакте» и в инстаграме старшие школьники смогут анонимно рассказать о своей проблеме со здоровьем и задать вопрос специалисту без стеснения. В условиях развития цифровых технологий это очень актуально. Также у нас есть подростковый офлайн-кабинет, куда могут прийти пациенты с 15 лет до 17–18 лет.
— Насколько доступна помощь врачей диспансера маломобильных группам населения?
— На протяжение всего года мы работали над повышением доступности помощи дерматологов и венерологов инвалидам по слуху и с другими ограничениями по здоровью. Нами заключен договор с обществом глухонемых. В случае необходимости специалисты-сурдологи могут сопроводить особого пациента на прием. Для тех, кто не может добраться до поликлиники своими силами, практикуется вызов врача на дом, как и в многопрофильной поликлинике.
Бережливая поликлиника
— Вы упомянули о повышении сервиса обслуживания пациентов. Речь идет о каком-то отдельном проекте?
— Слышали о принципах «Бережливой поликлиники»? Это особая модель медицинской организации с применением методов бережливого производства. Концепция управления нацелена на комфорт пациента и высокий сервис, на отсутствие очередей у кабинета врача, на совершенствование всех процессов через вовлечение персонала. Мы стремимся следовать такой стратегии через собственный проект по пациентоориентированности, чтобы повысить качество обслуживания населения, минимизировать дискомфорт при посещении поликлиник, обеспечить доступность медицинской помощи.
Работа с врачами и регистраторами во всех подразделениях диспансера строится с точки зрения повышения сервиса обслуживания населения. Регистратор мониторит ситуацию в поликлинике и контролирует, чтобы у кабинетов врачей не образовывалась очередь. При необходимости пациента могут перенаправить к свободному специалисту, чтобы избежать ожидания приема.
Мы практикуем звонки пациентам методом случайной выборки, чтобы узнать их мнение после визита к врачу. Мы запустили телефон горячей линии. Если человек не может в срочном порядке попасть на прием в одну поликлинику, мы готовы перенаправить его к свободному врачу в любое другое подразделение. У нас нет привязки к месту регистрации, нет прикрепления, ни одному пациенту не откажут в помощи. Даже в новогодние праздники в поликлиниках ОКВД будут вести прием дежурные врачи специально для жителей Челябинской области. Режим работы в январе 2021 года будет опубликован на сайте диспансера Кvd74.ru. Мы всегда на посту, и пациент в любой момент может обратиться к нам за помощью.
В завершение хочу поздравить всех жителей Южного Урала с наступающими праздниками! Желаю крепкого здоровья вам и вашим близким, приятных перемен, спокойствия и достатка в будущем году. А коллегам-врачам — выдержки, профессионализма и благополучия! С Новым годом!
Челябинск, ул. Жукова, 35;
телефон для справок: 8 351 735-65-85;
Адреса поликлиник:
Челябинск, ул. 2-я Павелецкая, 29;
тел.: 8 (351) 700-73-01;
Челябинск, ул. Чичерина, 10,
тел.: 8 (351) 700-73-02;
Челябинск, ул. Блюхера, 12,
тел.: 8 (351) 700-73-04;
Челябинск, ул. Белостоцкого, 7а,
тел.: 8 (351) 700-73-05;
Челябинск, ул. Днепровская, 18,
тел.: 8 (351) 700-73-06;
Копейск, ул. Бр. Гожевых, 5а;
тел.: 8 (35139) 7-72-32;
Коркино, ул. В. Терешковой, 40, корп.1,
тел.: 8 (35152) 3-97-16;
Еманжелинск, ул. Почтовая, 15,
тел.: 8 (35138) 2-18-08;
Кvd74.ru.