Операции по трансплантации органов на Южном Урале были остановлены год назад из-за пандемии коронавируса. Недавно сложнейшие хирургические вмешательства возобновили, и врачи Челябинской областной больницы буквально за один день спасли сразу четверых пациентов. От одного донора им пересадили сердце, печень и две почки.
Сердце досталось 55-летнему челябинцу Андрею Богданову. Всю жизнь мужчина работал водителем, а в 2013 году перенес инфаркт, после чего его жизнь превратилась в бесконечную череду госпитализаций, операций и мук от одышки при любой физической активности.
— Последние полгода совсем плоховато стало. Частая одышка, если резко встал — головокружение, — описывает свое прошлое состояние пациент. — Никаких резких движений делать не мог вообще.
Врачи испробовали все возможности современной медицины, чтобы помочь больному, но его состояние не улучшалось.
— С 2013 года пациент страдает ишемической болезнью сердца, ему выполнялось стентирование коронарных артерий, но, несмотря на проводимую медикаментозную терапию и проведенное стентирование, сократительная способность всей сердечной мышцы резко снизилась. К сожалению, все методы были уже исчерпаны, — рассказывает заведующий кардиохирургическим отделением ЧОКБ Михаил Нуждин. — В 2016 году пациенту поставили кардиодефибриллятор на тот случай, если у него возникнут какие-то угрожающие жизни нарушения ритма. В прошлом году мы выполнили ему необходимые исследования и включили в лист ожидания трансплантации сердца, а в начале мая сделали операцию.
Для Челябинской областной больницы эта пересадка сердца стала пятой. Такие операции единичны по многим причинам, в том числе из-за дефицита доноров. Но и не стоит забывать, насколько это сложное вмешательство.
— Что такое донорский орган? Это, по сути, кусочек мертвой плоти, он уже отключен от кровоснабжения, и его надо максимально быстро подключить к кровоснабжению реципиента. В этом заключается мастерство хирургической бригады. Чем быстрее они это делают, тем больше шансов на быстрое восстановление и реабилитацию. Это искусство хирурга. А мастерство анестезиолога — научить орган работать в новом для себя организме. Во-первых, не дать случиться мгновенному отторжению, во-вторых, следить за аппаратурой, которой очень много, и мгновенно принимать решения, чтобы скорректировать любое отклонение, возникающее в ходе операции, — говорит руководитель центра анестезиологии и реанимации ЧОКБ Наталья Сафронова. — Но когда согретое донорское сердце начинает сокращаться, сначала медленно, но с каждым ударом всё уверенней и ритмичней, приходит чувство удовлетворенности, и ты понимаешь, что вся эта большая команда специалистов работала не зря. Это дорогого стоит!
Операция по пересадке сердца длилась больше 10 часов, это колоссальная нагрузка и на специалистов, и на организм пациента, но результат того стоил.
— Когда ложился на операционный стол, переживал: то ли проснусь, то ли не проснусь. Ну ничего, проснулся. Открыл глаза и думаю, где я — то ли на том свете, то ли на этом, — вспоминает Андрей Геннадьевич. — Потом увидел доктора, она сидела за столом и заполняла документы. Я понял, что проснулся там, где надо.
— Как сейчас себя чувствуете? — интересуюсь у него.
— Прекрасно, одышки нет, хожу нормально, всё хорошо, — улыбается он.
Сегодня, после почти двухмесячного нахождения в больничных стенах, врачи отпустили Андрея Богданова домой. Пациент признается, что сейчас больше всего хочется обнять жену, которая всё это время поддерживала и переживала.
А в больнице надеются, что третья волна ковида не будет такой суровой, как предыдущая, чтобы как можно больше больных могли получить так необходимую им помощь.
— После той волны пандемии мы начали нашу стандартную работу, хотя эпидемиологические условия, в которых мы и сейчас находимся, тоже нам не позволяют работать полноценно, — отмечает главный врач областной больницы Дмитрий Альтман. — Жизнь привносит свои правила, но есть человеческая жизнь, которую надо спасать независимо от эпидемиологической ситуации. Лист ожидания на трансплантацию сердца пополняется постоянно, самое сложное — чтобы эти люди дожили до своей операции.
Первую трансплантацию сердца в Челябинске выполнили в 2017 году. Орган пересадили 54-летнему жителю Миасса Александру Обухову. Спустя год мы встретились с мужчиной и спросили, как ему живется с донорским сердцем. Сегодня Михаил Нуждин рассказал, что регулярно наблюдает этого пациента и у него всё хорошо: Александр живет полноценной жизнью, хотя до операции прогноз выживаемости был всего несколько месяцев.