Ребенок не слушается, родственники лезут с непрошеными советами, начальство закручивает гайки, денег не хватает, а отношения в семье оставляют желать лучшего. Если верить статистике, то лишь около 4% россиян, оказавшись в сложной жизненной ситуации, обращаются за профессиональной психологической помощью. Большинство либо игнорирует проблемы до последнего, либо надеется «разрулить» всё самостоятельно. А иногда человек просто стесняется записаться на консультацию либо считает, что уж его-то случай точно никак не связан с психологией.
С какими вопросами можно и нужно обращаться к психологу — и так ли это дорого и долго, как принято считать? Рассказывает руководитель экспертно-консультационного центра «Элегия», медицинский психолог и психолог-диагност Наталья Васильевна Калинина.
— Наталья Васильевна, кому и в каких ситуациях имеет смысл обращаться к психологу-диагносту?
— Психологическая диагностика — инструмент универсальный, без ограничений по возрасту и вопросам. К нам приходят родители с детьми, подростки, пожилые люди, супружеские пары — как молодые, так и зрелые, прожившие вместе не один десяток лет.
Грамотный психолог поможет найти корни проблем практически в любой волнующей сфере жизни — и подскажет, в каком направлении двигаться. Представьте огромный гипермаркет, где есть всё, что можно пожелать: крепкие взаимоотношения, здоровая самооценка, профессиональная компетентность, свобода от вредных привычек и зависимостей — инструмент найдется под каждый запрос.
Это может быть и общее чувство тревоги или неудовлетворенности жизнью, и конкретные непростые ситуации в семье, и вопросы из серии «почему не могу выйти замуж или много зарабатывать». Комплексная диагностика поможет увидеть причину затруднения в построении или поддержании взаимоотношений с противоположным полом, начальством, клиентами.
— Можно обсудить сразу и личные, и рабочие проблемы?
— Да, можно. Причем не просто пожаловаться на вредную тещу и директора-самодура — а посмотреть конфликтные зоны, понять источник проблем. К нам могут обратиться руководители предприятий с запросом о проведении индивидуальной или групповой психологической диагностики сотрудников. Встречаются случаи, когда человеку на руководящей должности не хватает лидерских качеств или организаторских способностей — отсюда низкая эффективность и напряженная обстановка на рабочем месте. Это не значит, что такого руководителя нужно уволить — на консультации мы можем рассмотреть индивидуально-личностные особенности человека, а также варианты построения более рационального подхода в вопросах взаимоотношений с подчиненными.
— То есть по итогам диагностики человек получит рекомендации, а не «приговор» о профнепригодности?
— Совершенно верно.
— В каких случаях может понадобиться официальное психологическое заключение?
— Например, для кадровых работников при трудоустройстве, для лечащего врача или при прохождении военно-медицинской комиссии. Также возможен запрос от специалистов образовательных учреждений: при поступлении ребенка в первый класс, переводе на обучение по программе другой сложности, перед обследованием на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Часто психологическое заключение необходимо для участия в судебных разбирательствах: при рассмотрении вопросов, связанных с родительско-детской привязанностью, при исследовании характера супружеских отношений и т. д. В случае диагностики официальной направленности человеку важно получить именно психологическое заключение как документ, который он представит в определенные инстанции для коллегиального рассмотрения вопроса.
— Если родитель хочет убедиться в том, что ребенок развивается по возрасту — можно записаться к вам на консультацию?
— Да, в таких случаях можно посмотреть уровень готовности ребенка к детскому саду или школе: при затруднении усвоения новых знаний провести нейропсихологическую диагностику, а возможно, и тест Векслера для исследования интеллектуальных особенностей, выявить характерные черты эмоционально-психологического развития дошкольников, а также посмотреть детско-родительские отношения.
— А нельзя все эти тесты пройти самостоятельно?
— Важно профессионально грамотно и корректно их интерпретировать. Есть специальные математические ключи — плюс опыт психолога. По одним результатам, вырванным из контекста, делать выводы нельзя. То же касается и всевозможных книг, курсов и вебинаров по психологии — это здорово помогает для общего развития. Но там нет вас, анализа вашей жизни. Теория, возможно, и понятна, однако применить ее эффективно бывает сложно, так как человек опирается на свою субъективную оценку ситуации.
Психологическая диагностика — это больше, чем набор тестов. Каждый раз мы отталкиваемся от ситуации. Например, в начальной школе ребенок прекрасно учился, а в пятом классе будто подменили, успеваемость скатилась. Сложности в обучении далеко не всегда связаны с интеллектом — причина может быть психологическая. Поможем найти источник стресса, понять личные особенности ребенка — и подскажем, на что обратить внимание родителям.
— Если ребенок не хочет посещать школу или у него не складываются отношения со сверстниками — посмотрим его коммуникативные способности, уровень общей тревожности, адаптационные возможности. Бывает так, что «плохое» поведение ребенка отражает отсутствие взаимопонимания в семье. Иногда семейные «сложности» сказываются на пищевом поведении ребенка: плохой аппетит, избирательность в еде. Взрослые могут и не догадываться о такой взаимосвязи.
Или, скажем, ребенок часто болеет. Родители водят его по врачам, скупают всевозможные витамины и БАДы, но ничего не помогает. В таком случае, возможно, следует посмотреть взаимосвязь его соматического (телесного, физического) и эмоционально-психологического состояния.
— После диагностики придется прицельно работать с психологом или даже доктором?
— Так бывает не всегда. В задачу психолога-диагноста входит не только дифференцировать (отделить) медицинские проблемы от психологических, но иногда и исключить их. Иными словами, если проводить аналогию с медициной, то «определить диагноз» — это первично.
Да, это могут быть дальнейшие консультации — если нет сопутствующих медицинских расстройств. Если же есть особенности нервно-психического состояния или развития (в детско-подростковом возрасте), то может потребоваться психотерапия, в том числе с медикаментозной поддержкой.
— То есть одной встречей точно не обойтись, нужно быть готовым к длительной работе?
— Не обязательно. Многое зависит от настроя человека, от готовности проработать ситуацию. Часто клиент уверен, что уж его-то случай точно запущенный — но после пары консультаций понимает, что проблема решена.
Я никогда не назначаю дату и время следующей встречи. После консультации человек сам чувствует, когда готов прийти снова. Кто-то возвращается через полгода-год, чтобы задать новые вопросы, копнуть чуть глубже: как говорят психологи, с «информацией надо пожить». Так что далеко не всем требуются частые регулярные сеансы.
Если вы хотите задать вопрос или записаться на консультацию — просто позвоните или напишите в любой мессенджер: +7 (919) 128-31-61 (WhatsApp, Skype, Zoom, Hangouts), +7 (912) 406-57-51 (Viber).
Экспертно-консультационный центр «Элегия»:
Челябинск, ЖК «Александровский», ул. Бейвеля, 22;
WhatsApp, Skype, Zoom, Hangouts: +7 (919) 128-31-61;
Viber: +7 (912) 406-57-51;
www.elegya74.com;
«Инстаграм»;
«ВКонтакте».