Утро большинства пациентов этого отделения начинается… с клизмы. Вчера за день здесь приняли 10 новеньких, а уже сегодня медсестры конвейером подают этих больных в операционную — одного за другим. Корреспонденты 74.RU побывали в единственном в Челябинске отделении колопроктологии, где решают очень деликатные проблемы, и узнали, почему не только от врачей, но и от медсестер, зависит то, как выздоравливают больные.
«Самым младшим пациентам — 18»
Мы приехали в отделение ГКБ № 8, расположенное в медгородке на Горького, в первый день после длинных майских выходных. В светлом коридоре с диванчиками вдоль стен — подозрительная тишина.
— Просто мы сегодня с утра 20 человек выписали, только что выдохнули, а новенькие пока не поступили, — объясняет старшая медсестра отделения Валентина Шилова.
Впрочем, первое впечатление оказалось обманчивым. Вот в палату тихонько прошла санитарочка с комплектом постельного в руках, а в конце коридора из дверей показалась каталка с пациентом.
— Там находится операционная, — ловит мой взгляд Валентина Аркадьевна.
Каталка почти бесшумно проплывает по коридору. Под тонкой простынкой различаю молодую худенькую девушку. Она в сознании и лежит не на спине, как это обычно бывает после операции, а на животе. Пара минут и медсестры уже переместили ее в палату, на свою койку.
— Такая молоденькая, — замечаю я. — Думала, ваш контингент постарше.
— Самым младшим нашим пациентам — 18, — говорит старшая медсестра. — К нам поступают пациенты с геморроем, полипами кишечника, свищами, ЭКХ (эпителиально-копчиковый ход — врожденная аномалия мягких тканей в виде подкожного канала с одним или несколькими выходами на поверхность, расположенная над ягодицами. — Прим. ред.) и другими заболеваниями кишечника, требующими хирургического лечения.
Широк не только возрастной разброс, но и география пациентов.
— Полноценное отделение колопроктологии у нас единственное в области — к нам едет весь Челябинск, Копейск, Озерск, Снежинск, даже из Магнитогорска приезжают, — добавляет Валентина Шилова.
Из палаты, куда только что привезли пациентку из операционной, показывается другая девушка, тоже очень миниатюрная и молоденькая. И тут же получает замечание.
— Маску наденьте, — строго произносит старшая медсестра.
Девушка без лишних разговоров возвращается в палату.
Что ж, в ковидные времена требования в больницах строже — с этим ничего не поделаешь, и ведь делается это ради здоровья пациентов, поэтому дисциплина архиважна.
Ни минуты покоя
У входа в отделение появляется пожилой мужчина с объемной спортивной сумкой в руках.
— Проходите, давайте ваши документы, — приглашает его девушка, сидящая на посту.
Сестра внимательно просматривает все заключения и анализы, и не находит несколько результатов.
— Не вижу результатов RW, ВИЧ и гепатиты.
— Я же их сдавал, — удивлен мужчина.
Вместе они еще раз пересматривают всю папку с документами.
— А в «Барсе» (единая система медицинского документооборота. — Прим. ред.) посмотреть нельзя? — интересуюсь я.
— Бланки должны быть с печатями, — объясняет медсестра.
После недолгих выяснений пациенту предлагают оставить вещи в палате и доехать до участкового врача.
— В шестую палату проходите. Потом справки привезете, и мы вас дооформим, — спокойно говорит девушка.
Пока решали вопросы с новичком, из операционной уже снова выехала каталка с пациенткой, которая так же почти бесшумно проехала через коридор и скрылась в палате.
— Танюшка, зайди в третью плату, забинтуй ножку, — переговариваются между собой вышедшие в коридор сотрудницы.
В женской палате на шесть коек не слишком просторно, но медсестра ловкими движениями наматывает эластичный бинт на обе ноги пациентки.
— Перед операцией обязательно наматывается эластичный бинт или надеваются компрессионные чулки, это необходимо для профилактики тромбозов, — поясняет Валентина Аркадьевна.
В мужскую палату прошла другая медсестричка с капельницей — там пациент после реанимации. В женскую палату принесли обезболивающие уколы.
— Где тут у вас поменьше синяков? — заботливо спрашивает медик пациентку.
— Настя, пойдемте, сделаем перевязку, — вдруг слышится в коридоре бас одного из докторов.
Пытаемся пойти за медсестрой, но в перевязочную нас не пустили — слишком деликатный момент.
«Здесь вся работа общая»
Конечно, в любом хирургическом отделении главная скрипка — за врачами, но кажется, именно благодаря медсестрам всё здесь крутится и вертится, как единый механизм.
— Мы все взаимозаменяемые: если одна устала, а работы бывает очень много, мы все помогаем. Здесь вся работа общая, поэтому мы всё делаем вместе, — делится Валентина Шилова. — Знаете, мы стараемся, чтобы у нас было чисто, уютно, чтобы пациентам было комфортно. Большинство больных это ценят, говорят спасибо. Конечно, пациенты разные, но ко всем надо иметь подход.
— Говорят, наше отделение, по сравнению с другими, очень уютное. Сегодня вот опять благодарность написали, — поддерживает ее коллега. — Многие после выписки приходят с подарками, все эти куклы, вышивки, картины — это всё от пациентов.
— Некоторые торты приносят, однажды был даже в форме попы, — смеются сестрички. — А вот этот тоже смешной, с уколом и тоже с голой попой, «Самому позитивному коллективу». А что, нам некогда унывать, мы до сих пор последствия ковида расхлебываем. Первый раз на шесть месяцев закрывались, второй — на четыре, здесь была красная зона, и мы работали с ковидом. А наши пациенты дома ждали, когда снова заработает отделение. Теперь каждый день по 12–14 человек поступает, столько же операций и выписок ежедневно, так что скучать некогда.
— Скажите, вот за что вы любите свою работу?
— Наверное, за то, что помогаем людям. Знаете, благодарных пациентов очень много.
— А когда пациент выписывается, что-то ему желаете?
— Не болеть и больше не возвращаться к нам, быть здоровыми. Хотя они нам тоже всегда здоровья желают.
12 мая во всем мире чествуют медицинских сестер, ведь их вклад в выздоровление пациентов тоже огромен. Редакция 74.RU поздравляет с праздником всех сестричек и медбратьев, желаем здоровья и только благодарных пациентов!