
В «СМТ Клинике» сложилась уникальная для Челябинской медицины система помощи пациентам. Все хирурги и травматологи-ортопеды центра являются практикующими, оперирующими специалистами. Это значит, что пациенты уже на первичном приеме знакомятся с доктором, который полностью проведет весь цикл лечения от постановки диагноза до операции и последующей реабилитации.
Еще одна причина, почему в клинику приезжают пациенты со всей области, из соседних регионов и Казахстана, — это возможность получить самое современное лечение на оборудовании премиум-класса. Этому способствует квалификация и узкая специализация докторов клиники. Например, операции Hallux Valgus выполняет специалист по лечению стопы Владимир Родичев, а малышей лечит детский хирург Борис Мустакимов. Именно он первым на Южном Урале выполнил ребенку операцию на паховой грыже лапароскопическим методом — без разреза, через небольшие проколы. Для спецпроекта «Призвание — врач» — интервью докторов.
«Когда я был интерном, стопы были для меня самыми скучными операциями»

— Владимир Сергеевич, как так получилось, что из всего многообразия направлений в ортопедии вы стали специализироваться именно на стопах?
— В университете я легко определился, что буду травматологом-ортопедом. Когда на втором курсе мы проходили строение человека: скелет, сухожилия, связки — мне очень нравилась эта тема. А вот со стопами — это судьба. В больнице, куда я устроился работать, операции на стопах никто не делал. Меня туда и направили. Честно говоря, во время учебы эти операции казались ужасно скучными. Каждая длится от полутора часов. Приходилось смотреть, как доктор монотонно что-то делает. Но когда я начал разбираться в нюансах, изучать информацию, набираться опыта — появился азарт! Ну и случаи на практике бывают неординарные. Однажды оперировал Hallux Valgus с углом деформации 70 градусов. Тогда как тяжелая, III степень, при которой уже требуется хирургическое вмешательство, — от 35 градусов. Всегда говорю: «Не затягивайте лечение, потом работы больше и восстановление сложнее».

— Как изменились методики операции «косточек» на стопе за последние десятилетия?
— Я встречал пациентов, которым в девяностых проводили так называемые «косметические» операции. «Косточку» попросту срезали. После этого пациенты долго ходили в гипсе и на костылях. Да, «шишки» больше не было, но о здоровье сустава уже речи не шло. Нужно понимать: «косточка» — это не нарост. Это деформация первого плюснефалангового сустава, которая появилась из-за слабости связочного аппарата. Современная операция в первую очередь направлена на восстановление функции стопы. Мы как бы возвращаем на место все структуры и фиксируем их в нужном положении. Гипс и костыли тоже остались в прошлом — ходить можно в специальной послеоперационной обуви.

— Говорят, что «косточка» может появиться и после операции. Так ли это?
— Мы не можем гарантировать, что этого не случится. После операции я даю рекомендации, чтобы минимизировать риски: обязательно носить индивидуальные ортопедические стельки, не ходить на высоких каблуках, делать специальные упражнения — как правило, рецидивов не случается. В основном, «косточки» — это женская проблема, потому что у них связки более эластичные. Некоторые, кстати, приходят на лечение, чтобы в первую очередь решить эстетическую проблему. И когда уже всё позади, я тоже за них радуюсь: «Купите себе в награду новые, самые красивые туфли!»
— Вы выполняете по нескольку операций в день, а потом перевязки, приемы. Это колоссальная физическая и эмоциональная нагрузка. Как вы отдыхаете?
— А я не напрягаюсь! (Смеется.) Я люблю свою работу!
Год готовился к операции, которую в Челябинске еще никто не делал

— Борис Хамисович, вы первым в области провели лапароскопическую операцию на паховой грыже у ребенка. Расскажите, что это за метод?
— Грыжи у детей встречаются довольно часто. Если пупочные к 5 годам могут затянуться сами, то паховые нужно лечить сразу. Наблюдать нельзя, потому что может случиться ущемление внутренних органов — это очень опасно. Раньше операции проводили только открытым способом: делается разрез в паховой области, после выделяется грыжа, от грыжи нужно деликатно отделить сосуды и семявыносящий проток, далее грыжа перевязывается.

При лапароскопическом методе больших разрезов делать не нужно. Это малоинвазивная операция, которая относится к стелс-хирургии. Это значит, что непросвещенный человек не поймет, что была проведена операция. Способ более щадящий, позволяет не касаться сосудов яичка у мальчиков, а у девочек позволяет улучшить фиксацию матки и придатков, что формирует гипотезу о профилактике перекрута. Хороший метод для тех детей, кому уже делали операцию открытым способом и случился рецидив. За одну операцию можно диагностировать и устранить сразу несколько грыж, редких и не имеющих клинических проявлений.

— Расскажите, как вы готовились к операции?
— В течение года я собирал материал. Искал мастер-классы, читал статьи. В основном зарубежные сайты, потому что в России на тот момент вообще информации не было. Методика, которую я выбрал, принадлежит польскому хирургу Дариусу Патковских. Он предложил ее в 2006 году. Я же начал использовать его метод с 2016 года и уже выполнил более 1000 операций. Информация всё время меняется, что-то новое появляется. Так что непрерывное обучение — наше всё!
— Борис Хамисович, почему вы стали детским врачом?
— Я из врачебной семьи. Моя мама — узист, эндоскопист, а отец — травматолог. Они взрослые специалисты и были единодушны во мнении, что с детьми работать проще. Вообще, я подал документы и прошел по экзаменам на оба факультета. Когда меня спросили: «Какое личное дело вам принести?», я выбрал лечебный. Но по ошибке вынесли педиатрический. Я подумал: значит так надо. Почти десять лет я детский хирург, и ни разу не пожалел об этом выборе. Это возможность каждый день видеть результат своих трудов, видеть, что опыт и знания, которые стараюсь получать, приносят пользу людям.

— Что вы можете посоветовать родителям, детям которых предстоит операция?
— Операция начинается с дома. Во-первых, нужно принять, что есть заболевание, которое требует оперативного лечения, и успокоиться самим. Дети всё чувствуют. А потом поговорить с ребенком, что предстоит не самое приятное событие, но нужно пройти этот период ради будущей счастливой и здоровой жизни. Нужно это пережить. А еще, если вы выбрали врача, доверяйте ему!

Хирургический центр «СМТ Клиника»,
Челябинск, улица 50 лет ВЛКСМ, 14а, 2-й этаж;
телефоны: 8 (351) 721-73-37, 8 922 019-78-22;
новости клиники — в сообществе во «ВКонтакте».
Информация о врачах:
Владимир Сергеевич Родичев — травматолог-ортопед, специалист по лечению стопы;
Борис Хамисович Мустакимов — детский хирург.