Здоровье репортаж «Глава позвонил и отматерил»: жители южноуральской глубинки попросили президента сохранить им медицину

«Глава позвонил и отматерил»: жители южноуральской глубинки попросили президента сохранить им медицину

Репортаж из села, где люди сами ремонтируют и защищают от закрытия единственную в округе больницу

Этому отделению около 70 лет. Несколько раз его пытались закрыть, но ему повезло — жители села постоянно его отстаивают

— Я подготовила письмо, обращение к президенту, — рассказывает пенсионерка Эльза Газизова. — Естественно, я оставила свою фамилию. Мы собрали более 100 подписей за то, чтобы сохранить сестринское отделение в селе Усть-Багаряк. Отправили письмо на электронную приемную президента и копию — губернатору Челябинской области. После этого глава района Аминов мне позвонил и отматерил. Он не поздоровался, а сразу сказал: «Эльза Рахимовна, что вы там ****** занимаетесь?» Наговорил всяких гадостей и бросил трубку.

Вместо больницы отделение с ремонтом за свой счет

Больница в Усть-Багаряке Кунашакского района была построена в 1950-х (в то время село было райцентром Буринского района). Тогда больничный комплекс включал в себя хирургическое, родильное и терапевтическое отделение на 50 коек. Но в перестройку, а затем и в нулевые годы больницу стали постепенно оптимизировать. К сегодняшнему дню там осталось отделение сестринского ухода паллиативной помощи, рассчитанное на 15 человек. Сохранился пост скорой помощи, а в одном из старых корпусов разместили центр врачей общей практики.

Официально отделение сестринского ухода оказывает паллиативную помощь тяжелобольным пациентам со всего Кунашакского района. А по словам медсестер, они помогают всем, кто к ним обратится

В сельском поселении — 2338 человек. Их обслуживают два врача на двух врачебных участках. Один из них находится в сестринском отделении, другой — в центре врачей общей практики.

Эльза Газизова — в прошлом глава сельского поселения Усть-Багаряк, а сегодня пенсионерка с активной жизненной позицией

По словам автора обращения к президенту, пенсионерки Эльзы Газизовой, над сестринским отделением в Усть-Багаряке уже 25 лет висит дамоклов меч из-за правительственного указа об оптимизации медицины. Каждый новый глава района понимал этот указ по-своему и стремился закрыть все мелкие медицинские учреждения.

— В Куяше была больница — закрыли, — говорит Эльза Газизова. — Вместо того чтобы отремонтировать — закрыть, и всё. Чтобы не тратиться.

В 2010 году глава района поставил ультиматум сельчанам в Усть-Багаряке: если они хотят сохранить сестринское отделение, то нужно самим укреплять материально-техническую базу. Жители согласились и начали капитальный ремонт всем миром.

Чтобы отделение не попало под оптимизацию, жители согласились его отремонтировать

Своими силами они привели в порядок корпус сестринского отделения — отремонтировали внутреннюю и внешнюю отделку, заменили кровлю. Одни помогали деньгами, другие — стройматериалами, руками и техникой.

— Когда я работала главой администрации Усть-Багаряка, курганцы строили у нас мост, мостотряд оказал нам великую помощь — установили евроокна и евродвери, — вспоминает Эльза Газизова. — Люди собирали деньги, полы полностью меняли. И жители, и работники администрации в палатах сами стены штукатурили, белили, красили. Одна компания строила у нас газопровод и купила для отделения 25 кроватей с матрасами. С миру по нитке.

Кровати для отделения закупили не за бюджетный счет

«Все разжирели, давно пора закрыть»

Проблемы у сестринского отделения в Усть-Багаряке начались в этом году. По словам Эльзы Газизовой, весь февраль в отделение не привозили хлеб, притом что тогда оно еще работало и там были пациенты. Узнав об этом, Газизова позвонила замглавы района по социальным отношениям Альбине Нажметдиновой и попросила решить проблему поставок.

Отделение было настолько самодостаточным, что у него была своя кухня

— Я позвонила Альбине Таиповне, на что она мне ответила: «Нам сейчас некогда, мы все тут сидим Путина слушаем», — говорит пенсионерка. — И потом она не перезвонила.

Усть-Багаряк — большое колоритное село, в котором проживают этнические татары. Здесь есть своя мечеть и свой культурный центр

В начале марта врач общей практики из сестринского отделения, 60-летняя Фаузия Каирова, собралась на плановую операцию. И тогда руководство районной больницы решило, что на время ее больничного отделение нужно закрыть.

— Всё это случилось в авральном порядке, — утверждает наша собеседница. — Сегодня сказали — завтра закрыли. И больных быстренько-быстренько стасовали [кого-то выписали, кого-то отправили в районную больницу].

17 марта сельчане провели народный сход с участием главы администрации Усть-Багаряка Людмилы Мухутдиновой. На этом сходе, по словам Газизовой, люди обратились к главе села, чтобы сестринское отделение сохранили, но встретились с полным непониманием.

Людмила Мухутдинова считает нецелесообразным существование отделения сестринского ухода

— Она в ответ им (жителям села. — Прим. ред.) сказала, что «на государственных харчах повара, медсестры и санитарки — все разжирели, давно пора закрыть», — пересказывает речь главы села Эльза Газизова.

«Приходят больные, потом довольные уходят»

Мы побывали на месте и посмотрели, что из себя представляет этот корпус. Внешний и внутренний вид сестринского отделения Усть-Багаряка поражает своей чистотой и свежестью ремонта. Белое отштукатуренное здание с евроокнами и свежей кровлей. Внутри аккуратно постеленный линолеум без дырок, новые кровати в палатах, собственный физкабинет, лаборатория для исследования анализов, своя кухня и комната отдыха с телевизором. Это первые впечатления, с которыми сталкиваешься, попав туда.

В отделении есть свой физкабинет, лаборатория и зона отдыха с телевизором
Всё оборудование, несмотря на возраст, в рабочем состоянии

Старшая медсестра с 30-летним стажем медработника Лилия Шахматова рассказывает, что известия о временном закрытии отделения были для коллектива неожиданностью. Она, как и остальные сотрудники, хочет продолжать работать здесь.

— Отделение у нас на 15 коек, к нам везут пациентов со всего района, — говорит Лилия Шахматова. — У нас много социальных больных, бездомных, да и местные жители к нам приходят на процедуры. Закрытие будет для всех ударом.

Лилия Шахматова — медсестра с 30-летним стажем. Она очень переживает за судьбу своего коллектива и сестринского отделения

Шипаева Миннехаят работает медсестрой в сестринском отделении с 1976 года. По ее словам, у них бывают пациенты различного профиля. Сестры оказывают помощь всем нуждающимся.

— Приходят больные, потом довольные уходят, — рассказывает медсестра Миннехаят Шипаева. — Бездомные к нам тоже поступают, привозит их соцзащита. Они грязные все, мы их отмываем как следует. В порядок приводим. Некоторые даже носилочные поступают, а потом на своих ногах уходят.

Медсестры убеждены, если окончательно закроют их отделение, это будет большим ударом для жителей. Поскольку, как они рассказывают, в округе отсутствуют другие больницы и достаточное количество ФАПов, придется ехать в Кунашак (100 километров) или Челябинск (140 километров).

— Некуда обращаться, — вздыхает медсестра Миннехаят Шипаева. — Должно быть 12 ФАПов [по нормативу на количество жителей], а их нет. И еще больницу закроют, это же вообще будет. Я не знаю даже, как это будет смотреться.

Медсестра Миннехаят Шипаева отработала в отделении сестринского ухода 47 лет

После закрытия отделения некуда будет податься и самим медсестрам — весь коллектив этого боится. Только пенсия или переезд в другой город.

Младшая медсестра Гульнара Салимова работает в отделении 17 лет. Она самая младшая в коллективе, ей 46 лет. Муж Гульнары ездит на заработки в Каменск-Уральский в Свердловскую область, поскольку работу в селе найти сложно.

— Если нас закроют, то работать в селе будет негде. Школа, садик — все уже места заняты, — утверждает Гульнара Салимова. — Если что, придется искать работу в Каменске-Уральском, он для нас по расстоянию ближе всего.

В отделении работают один врач, семь медсестер и два повара

Старшая медсестра Лилия Шахматова пыталась выходить на диалог с главврачом районной больницы. Ей ответили, что пока отделение закрыто временно, оно откроется, как только выйдет с больничного врач Фаузия Каирова. В то же время ей одной из всего коллектива предложили альтернативное трудоустройство.

— Предлагали мне перейти в центр врачей общей практики, у нас же в селе, — уточняет старшая медсестра Шахматова. — Остальным ничего не предлагали.

«Я оказалась виноватой, что закрыли отделение»

Медсестры уверены, что проблему можно было решить, если бы врач из центра врачей общей практики начала параллельно работать и у них. Но у самого врача совсем иная точка зрения.

За ответами мы отправились в соседний корпус, где располагается центр врачей общей практики.

Внутренний вид здания разительно отличается от отремонтированного и чистого корпуса отделения сестринской помощи. Подранный линолеум, стены, требующие свежей покраски, старая мебель. Разница эта — в источниках финансирования ремонтных работ. Если корпус медсестер сельчане ремонтировали сами, то на центр врачей общей практики деньги выделяют из бюджета.

— Не могу, — говорит врач Халида Гилязова. — Я сейчас работаю на два участка. Фаузия Салаватовна (Каирова. — Прим. ред.) будет полгода болеть. Я физически просто не могу. Я сразу отказалась. Мне 69 лет.

Врач Халида Гилязова отказывается совмещать свою работу с занятостью в сестринском отделении

Врач Халида Гилязова уверена, что если закроют сестринское отделение, то никто от этого не пострадает. Никто не останется без врачебной помощи. В центре врачей общей практики в Усть-Багаряке работают врач, фельдшер и две медсестры. Она уверена, что такое количество медицинского персонала справляется со своими задачами и своевременно оказывает помощь людям.

Два корпуса стоят друг напротив друга, но их облик разительно отличается. Так выглядит центр врачей общей практики

На уточняющий вопрос, считает ли врач Халида Гилязова, что проблема носит надуманный характер, она ответила:

— Я хочу заниматься только своей работой, устала от этой возни. Оказалась я виноватой, что закрыли отделение. Меня обвиняют, что я не согласилась работать (в сестринском отделении. — Прим. ред.). Это мнение всей деревни. Так настроили, что я виновата во всем.

«Полной загруженности больницы нет»

— Врач [из сестринского отделения] до последнего никому ничего не говорила, что уезжает на операцию на долгое время, — рассказывает глава сельского поселения Людмила Мухутдинова. — Перед отъездом только сообщила, что уезжает. Это было 2 марта. Она обещала выйти после реабилитации на работу.

Глава поселения уверена, что нервозная атмосфера вокруг сестринского отделения вызвана тем, что люди неправильно поняли ситуацию. Никто не собирается закрывать отделение. Но после Людмила Мухутдинова разоткровенничалась.

— Вы понимаете, в чем дело, — продолжила разговор она. — Летом там лежит один человек, зимой 3–4 человека, а всего сестринское отделение рассчитано на 15 койко-мест. Полной загруженности больницы нет. От районной администрации привозят туда обычно бездомных. Сами местные хоть и хотят, чтобы больницу не закрывали, но не идут туда.

На наш вопрос, считает ли она, что сестринское отделение не оправдывает вложения в него, глава села ответила утвердительно.

«По дороге до Челябинска можно тройню родить»

Мы направились на встречу с главврачом районной больницы в Кунашак, но по пути во дворе больницы в Усть-Багаряке заметили еще одно отделение — пост скорой помощи. Работает он или нет — с ходу сложно сказать. Гаражи выглядят так, будто пережили бомбежку — обшарпанные промерзшие стены, а на потолке — обвалившаяся местами штукатурка, прогнившие перекрытия.

Потолок вот-вот обрушится на головы водителей

По словам водителей скорой, у котельной лопнула труба, и сейчас у них нет отопления. Отсюда — все беды.

— По осени отключили отопление [в гаражах], — объясняет нам водитель скорой помощи Равиль Калимулин. — Зимой тоже отопления не было, на вызов выезжать — минут десять машину греть надо. А машины у нас у всех новые тут. Моей год только, у коллеги машине еще года нет, прошлым летом пригнали ему. Видите, с крыши всё бежит, потолок сегодня — завтра может рухнуть.

Машины новые, а хранят их в старых гниющих гаражах

Водители говорят, что прежде, пока работало сестринское отделение, они возили пациентов сюда, в Усть-Багаряк из ближайших деревень, а сейчас возят в Кунашак и даже в Челябинск.

— 120–160 километров только в один конец [до Челябинска], — уточняет водитель Даниил Исупов. — Потому что в Кунашаке нам говорят: «С чем везете? С сердцем? Везите в Челябинск!» Всех с серьезными заболеваниями везем туда, а если что-то более-менее, то в Кунашак.

Возят в Челябинск не только сердечников, но и женщин рожать.

— Пока едешь до Челябинска, можно тройню родить, — с иронией говорит Равиль Калимулин.

«Закрывать не планируем и всех трудоустроим»

Мы тоже проделали путь, который приходится преодолевать пациентам. До больницы в Кунашаке удалось добраться по асфальтированной дороге за 30–40 минут.

Исполняющая обязанности главврача районной больницы Кунашака Полина Муллаярова приняла нас в своем кабинете. Как и глава села, она заявила, что сестринское отделение не планируют закрывать, оно откроется, как только выйдет с больничного врач Фаузия Каирова. Более того, Полина Муллаярова заверила, что у районной больницы открыта вакансия врача в селе Усть-Багаряк.

— Естественно, если врач придет и будет такое желание у него поехать в Усть-Багаряк, мы его примем, — говорит и. о. главврача. — У нас открыты вакансии в Халитово, в Усть-Багаряке.

Полина Муллаярова заверила нас, что отделение продолжит работать

Полина Муллаярова считает, что, несмотря на временное закрытие сестринского отделения, все пациенты получают своевременную медицинскую помощь. По ее словам, никто от этого не пострадал — ни жители, ни сотрудники. Весь персонал отправлен в отпуск.

— Они знали, что у них доктор планирует свою госпитализацию и они взяли ежегодный отпуск. Длительный, порядка полутора месяцев, — говорит Муллаярова. — По их выходу они будут трудоустроены, у нас есть вакантные места в центре врачей общей практики в Усть-Багаряке и Халитово. Мы будем предлагать им трудоустроиться на период отсутствия доктора.

В начале года в сестринском отделении уволилась лаборант, с тех пор лаборатория пустует

Как уточнила Полина Муллаярова, эти предложения еще не были сделаны. Но на этой неделе она планирует выезд в Усть-Багаряк, где встретится с сотрудниками временно закрытого сестринского отделения и предложит им трудоустройство.

В отделении очень ждут новые кадры

Мы задали вопрос и. о. главврача и по ситуации с гаражами пункта скорой помощи в Усть-Багаряке, рассказали ей про обеспокоенность водителей. Полина Муллаярова усомнилась в аварийности гаражей, но при этом заверила, что ситуация с отоплением будет устранена к следующему отопительному сезону.

Также она добавила, что рожениц везут в Челябинск не только из Усть-Багаряка, но и со всего Кунашакского района, поскольку их роддом был закрыт в 2017 году. В Кунашаке осталась только одна койка для экстренных родов.

— Все беременные на 39-й неделе, в зависимости от медицинских показаний, отправляются в областной перинатальный центр, — продолжила Муллаярова. — У нас есть приказ о маршрутизации беременных, и Усть-Багарякское сельское поселение тому не исключение. Роженицы всех муниципальных районов маршрутизируются в родительные дома Челябинска.

И. о. главврача уверена, что это очень хорошая практика, поскольку беременным оказывается квалифицированная помощь лучших специалистов региона.

В 2009 году районные власти уже предпринимали попытку закрыть сестринское отделение. Тогда в СМИ выходили об этом репортажи. Благодаря огласке и сплоченности сельчан медицинское учреждение удалось отстоять. Получится ли в этот раз, покажет время.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
148
ТОП 5
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления