В Челябинске онкологи начали внедрять новую методику лечения рака легкого — одного из самых смертельных видов опухоли. Обнаруженное на ранней стадии образование они смогут прижечь через небольшой прокол. О том, как врачи намерены бороться с заболеванием без больших разрезов и сложной реабилитации, разбираемся в новой серии проекта «Онколикбез».
Хирургия без разрезов
Внедрение методики абляции [прижигания] опухоли легкого стало возможно после того, как в прошлом году в челябинском онкоцентре появилась плоскодетекторная компьютерная томография, сокращенно ПДКТ. С помощью этого оборудования специалисты уже сейчас могут взять клетки опухоли из легкого на гистологию тонкой иглой, без вскрытия грудной клетки. Теперь же врачи пошли дальше — небольшие опухоли и обнаруженные в легких единичные метастазы они смогут прижигать или замораживать через небольшие проколы между ребрами.
ПДКТ — комплекс оборудования, совмещающего компьютерную томографию с рентгенэндоваскулярными (внутрисосудистыми) методами диагностики и лечения.
— Суть методики заключается в том, что в опухоль вставляется электрод, он доставляется в легкое под контролем КТ через прокол, — объясняет заведующий отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины (ЧОКЦОиЯМ) Яков Гнатюк. — После этого производится физическое воздействие на опухоль, это может быть воздействие радиочастотных волн, микроволновой энергии, либо холода (криоабляция), которые разрушают опухоль.
Похожие методики онкологи раньше использовали при единичных метастазах в печени или почке.
— Например, хирурги делают открытую операцию по поводу опухоли кишечника, но в печени есть метастаз, в него устанавливают электрод и открытым путем делают абляцию, — говорит доктор. — Потом абляцию образований печени и почки начали делать под ультразвуковым контролем — вставляют электроды, через несколько минут формируется так называемое облако, считается, что опухоль разрушена. Но сейчас понятно, что такой контроль не очень хорош, так как рецидивов очень много.
ПДКТ позволяет врачам лучше контролировать все процессы во время операции, в том числе и результат прижигания.
— Раньше мы не могли сказать четко, насколько мы прожгли эту опухоль, полностью ее разрушили или не полностью, какова зона некроза. С помощью плоскодетекторной компьютерной томографии мы можем во время операции видеть опухоль со всех сторон, четко видеть, как стоят электроды, что они не сместились, после абляции мы видим призрак опухоли, зону некроза и понимаем, достигли ли нужного эффекта, — поясняет Яков Гнатюк.
Первая операция
Абляция показана пациентам с небольшими образованиями в легких, расположенными близко к грудной стенке, и которым по разным причинам противопоказана стандартная хирургическая операция. Раньше таким больным могли отказать в операции, а сейчас вмешательство могут провести даже очень возрастным людям и тем, кто страдает проблемами с сердцем.
Первую операцию в онкоцентре проведут в ближайшие дни женщине, у которой в легком обнаружен метастаз после перенесенного рака кишечника.
— Пациентка будет в сознании, операция будет проводиться под местной анестезией и небольшой седацией, так как в легком нервных окончаний нет, болевые ощущения возможны только в плевре и межреберных промежутках, — делится специалист. — Сначала под ультразвуковым контролем мы введем электроды в опухоль, потом проверим их расположение на ПДКТ, посмотрим в трех плоскостях, как они стоят, и затем сделаем радиочастотную абляцию.
Планируется, что операция на легком продлится всего около 10–15 минут и буквально на следующий день пациентку уже могут отпустить домой. А в будущем такие прижигания под контролем ПДКТ намерены проводить пациентам с опухолями печени и почек.
— Изюминка этой методики заключается в том, что мы можем дополнительно подключить сосудистый режим, то есть мы пунктируем бедренную артерию, заходим в те артерии, которые питают печень, вводим контраст и видим, как опухоль кровоснабжается. Если возникнет кровотечение, мы сможем оперативно эти сосуды эмболизировать [закупорить], — подытожил Яков Гнатюк.
Ранее мы разбирались, почему рак легкого является самым смертельным из всех локализаций, и как его выявить вовремя.