На этой неделе Минздрав ужесточил оборот препаратов для прерывания беременности — это еще один шаг властей к тому, чтобы ограничить аборты и попытаться побороться за рождаемость, которая стремительно падает несколько лет подряд. Например, в Челябинской области по итогам прошлого года она достигла минимальных за последние 10 лет значений. Социолог Ольга Лебедь объяснила, почему тренд на многодетность уходит в прошлое и даже на второго ребенка женщины решаются с трудом.
«Один сын — не сын»
Сейчас принято говорить, что многие семьи просто не могут позволить себе детей из-за низких зарплат, ипотеки, кредитов, нестабильной экономической и геополитической обстановки, но, по словам эксперта, корни проблемы кроются не только в современных реалиях.
— Россияне не то что перестали хотеть рожать детей, они перестали хотеть рожать больше, чем один или два ребенка. И эта тенденция достаточно давняя, она начинается с середины XX века, когда нормативность в один-два ребенка стала обычной, — говорит Ольга Лебедь.
Исторически в России были большие семьи, и когда-то это было необходимостью, считает эксперт.
— Раньше дети были вложением семьи в свое будущее — чем больше детей, тем лучше. Это было связано, прежде всего, с высоким уровнем смертности и состоянием медицины. Не зря есть такая поговорка: «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — один сын». Это свидетельствовало о том, что до репродуктивного возраста в силу высокой смертности доживали не все, во-вторых, сыновья уходили на войну или на заработки и не всегда возвращались, соответственно, не всегда могли содержать своих престарелых родителей. И только наличие трех сыновей могло хоть как-то гарантировать, что родители престарелые будут под присмотром, — объясняет социолог.
Ольга Лебедь — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Минздрава России.
Как изменилась семья и при чем тут прогресс
С развитием медицины заинтересованность семей в большом количестве детей отпала, плюс в современном обществе появились дополнительные факторы, которые позволяют взрослым не слишком переживать за свою старость.
— С появлением пенсионного обеспечения дети перестают быть гарантией семьи для ее будущего, нет зависимости экономической, — продолжает Ольга Лебедь. — Плюс началось развитие других параллельных культурных тенденций — это общество потребления, это эгоцентрические модели поведения, это модель самореализации, модели высоких стандартов жизни: они приводят к пересмотру жизненных ценностей и стратегий, изменению института семьи.
В том числе это привело к тому, что средний возраст появления первого ребенка в семье сдвинулся к 24–26 годам для женщин, и 28–29 годам для мужчин, а это не лучшим образом сказывается на здоровье будущих родителей.
— От момента начала сексуальной жизни до рождения ребенка проходит практически 15–16 лет, в это время могут происходить болезни, аборты, которые не могут не отражаться на репродуктивной функции, — напоминает социолог. — Опять же количество партнеров тоже увеличивается, и в тот момент, когда действительно женщины начинают рожать, у них уже накапливается определенный медицинский бэкграунд и некие ухудшения организма по всем критериям, несмотря на то, что мы долго живем.
Эксперт добавляет, многие сейчас забывают, что увеличение продолжительности жизни вовсе не означает, что женщины могут сколько угодно откладывать материнство.
— Сейчас средняя продолжительность жизни выросла до 73 лет: для мужчин это 68 лет, для женщин — 78. Но возраст начала менопаузы у женщин остается на тех же стандартах, как был век или два назад, начиная с 48 лет и позже, — говорит Ольга Лебедь. — Поэтому если репродуктивный цикл начинается после 30, у нас остается не такой большой период времени, чтобы родить второго или третьего ребенка, которые необходимы для воспроизводства населения. При этом у нас очень большие запросы на образование, на стандарты жизни, а еще такие факторы, как ипотека, второе образование, работа, карьера, они, естественно, тоже на все это влияют.
Что еще почитать по теме
В декрет или нет? Челябинки рассказали, почему не решаются рожать детей;
«От этого пахнет животноводством»: мужской ответ на заявление министра, что женщинам нужно сначала рожать, а потом — учиться;
«Женщина вас интересует только как инкубатор?»: молодая мама жестко ответила министру Мурашко;
«Надо дать женщинам право на ошибку»: челябинец — об ограничении абортов, предлагаемом властями.