Здоровье «Онкофобия пройдет лет через 10–15»: челябинские врачи рассказали, стоит ли бояться страшного диагноза

«Онкофобия пройдет лет через 10–15»: челябинские врачи рассказали, стоит ли бояться страшного диагноза

Как поймать рак на ранних стадиях, и возможно ли предсказать болезнь заранее

Ко Всемирному дню борьбы с онкозаболеваниями врачи провели круглый стол и рассказали о возможностях современной медицины

Название этой болезни часто звучит как приговор. Многие еще помнят времена, когда диагноз «рак» шифровали в документах и старались не произносить вслух при пациенте. Как изменилась ситуация за последние годы? В преддверии Всемирного дня борьбы с онкозаболеваниями в Челябинске прошел круглый стол «Рак и женское здоровье. Бояться нельзя, победить».

Какие виды рака чаще всего у женщин? Что информативнее: УЗИ молочных желез или маммография? Если в организме нашли опухоль, получится стать мамой и родить здорового малыша? Реально ли «поймать» патологию на ранней стадии — и как подстелить соломки на будущее? Эти и другие вопросы обсудили челябинские врачи:

  • Юлия Авдеева, заведующая онкологическим отделением МЦ «Лотос», врач онколог, хирург, химиотерапевт;

  • Галина Кравченко, онкогинеколог МЦ «Лотос», кандидат медицинских наук;

  • Софио Кочадзе, акушер-гинеколог МЦ «Лотос», врач высшей категории.

Смотрите видеоинтервью и читайте текстовую версию дискуссии.

В видеоверсии круглого стола — ответы на самые актуальные вопросы

«Тревожных» пациентов стало больше — и это хорошо

— Насколько серьезна статистика, связанная с онкогинекологией?

Юлия Авдеева:
— Статистика, на самом деле, радует: рак чаще выявляют на более ранних стадиях, когда болезнь можно вылечить полностью и без существенных последствий для организма. Это связано и с улучшением диагностики, и с более ранней обращаемостью.

Софио Кочадзе:
— Информационная доступность стала выше: про онкозаболевания пишут в СМИ, люди делятся историями в социальных сетях — и если человек находит у себя какие-то похожие симптомы, он понимает, что не надо откладывать, идет к врачу.

Галина Кравченко:
— Людей, которые тянут до последнего, всё меньше. В основном это все-таки старший возраст, потому что молодежь действительно очень информирована. Недавно была на приеме 80-летняя женщина, у нее опухоль яичника была лет пять назад, и она с этим не шла никуда — обратилась, когда опухоль выросла уже до мечевидного отростка. Такие пациенты говорят: «Меня не беспокоит ничего, поэтому я не иду».

Юлия Авдеева:
— Женщины, к сожалению, нередко считают, что если ничего не болит, не беспокоит, нет половой жизни, то к гинекологу ходить необязательно. Или, допустим, была какая-то операция гинекологическая, удалена матка, и такие пациентки думают, что им больше не нужно посещать гинеколога — это не так.

Рак молочной железы: как не пропустить

Все новообразования молочных желез делятся на доброкачественные и злокачественные, но даже имея «доброкачественный» диагноз «киста молочной железы», пациентка уже находится в группе риска по развитию рака молочных желез

— Какие онкозаболевания чаще всего диагностируют у женщин?

Галина Кравченко:

— По статистике, среди всех видов рака у женщин 40% приходится на злокачественные новообразования женской половой сферы. Из них более половины случаев — это рак молочной железы, затем идет рак тела матки, рак шейки матки и рак яичников.

— Как своевременно обнаружить рак груди?

Юлия Авдеева:
— Гинекологическая служба — наше первичное звено диагностики. Женщинам после 40 лет важно проходить маммографию, младше 40 лет — УЗИ молочных желез. Причем нередко пациентки спрашивают: «А почему мне не сделают маммографию раньше?» Здесь нет каких-то медицинских противопоказаний, вопрос в информативности. До 40 лет у женщин очень много железистой ткани, которая перекрывает всё на рентгеновском снимке, и даже если новообразования есть, их можно не увидеть. С возрастом начинается естественный процесс инволюции молочной железы, железистая ткань замещается жировой — и маммография становится информативной. Но вообще, оба варианта диагностики не исключают, а дополняют друг друга.

Цель регулярной диагностики — застать предрак либо фоновую болезнь, которая потом приведет к развитию патологии. В молочной железе это может быть малюсенький участок, и удастся обойтись минимальным объемом вмешательства: госпитализация на один день, короткий наркоз на 30−40 минут, быстрейшая реабилитация и никаких косметических последствий. Если это не сделано вовремя, то под влиянием стресса, экологии, образа жизни из этого участка может развиться рак. Соответственно, лечение будет более сложным.

Юлия Авдеева, заведующая онкологическим отделением МЦ «Лотос», врач онколог, хирург, химиотерапевт: «Цель регулярной диагностики — застать предрак либо фоновую болезнь, которая потом приведет к развитию патологии»

Рак шейки матки: профилактика начинается с детства

— Чем опасен рак шейки матки, и кто в группе риска?

Галина Кравченко:
— В 2008 году немецкий ученый Харальд цур Хаузен установил, что рак шейки матки вызывается вирусом папилломы человека 16−18 серотипов. До этого считалось, что раку предшествуют эрозии, еще какие-то фоновые заболевания… Сейчас доказано, что дело именно в вирусе. Который, кстати, есть у большинства людей на планете. Просто в 90% случаев иммунная система справляется, но у 10% женщин вирус встраивается в геном клетки в цервикальном канале шейки матки — и вызывает изменения. Клетки слизистой перерождаются, возникает дисплазия, которая со временем может перейти в рак шейки матки.

Софио Кочадзе, акушер-гинеколог МЦ «Лотос»: «УЗИ малого таза, УЗИ молочных желез, мазок на флору и ПАП-тест (жидкостная цитология) — необходимый минимум, чтобы не пропустить предонкологию»

Софио Кочадзе:

— Шейка — доступный для осмотра и обследования орган, и обнаружить патологию на ранних стадиях несложно. Но если пациентка не обратилась вовремя, мы уже, к сожалению, можем диагностировать поздний рак. Необходимый минимум, чтобы не пропустить предонкологию: УЗИ малого таза, УЗИ молочных желез, мазок на флору и ПАП-тест (жидкостная цитология).

Галина Кравченко:

— При осмотре шейка матки может быть визуально абсолютно чистая, а если взять цитологию, то могут прийти атипичные клетки. Это повод сделать кольпоскопию, взять биопсию.

Самая действенная профилактика — это вакцинирование. Давно уже созданы вакцины против самых высокоонкогенных типов ВПЧ. Желательно ставить их до начала половой жизни — и девочкам, и мальчикам.

Онкогинеколог МЦ «Лотос», кандидат медицинских наук Галина Кравченко: «Самая действенная профилактика рака шейки матки — это вакцинирование против самых высокоонкогенных типов ВПЧ. Желательно сделать это до начала половой жизни — и девочкам, и мальчикам»

Рак тела матки. Можно ли потом родить ребенка?

— А если поражена не шейка, а сама матка?

Галина Кравченко:

— У рака тела матки есть два патогенетических типа. Первый возникает в более молодом возрасте, на фоне повышенного количества женских половых гормонов. Нередко ему сопутствует триада симптомов: ожирение, сахарный диабет и гипертоническая болезнь. Второй вариант характерен для старшего возраста, после 60 лет, на фоне атрофии эндометрия. Он более агрессивный, и прогноз менее благоприятный. Но в целом рак тела матки успешно лечится, особенно на первой и второй стадиях.

— Если женщина с такими патологиями планировала иметь детей — есть ли шансы?

— Многое зависит от стадии. Но могу сказать, что при злокачественных новообразованиях в репродуктивных органах возможны, в том числе, органосохраняющие операции, после которых можно беременеть, вынашивать и самостоятельно рожать.

Юлия Авдеева:
— Если же пациентке предстоит какое-то тяжелое специальное лечение — это касается разных видов рака, мы рекомендуем обратиться к репродуктологу, яйцеклетки предварительно до лечения заморозить, чтобы потом была возможность воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями и стать мамой.

Во многих случаях пациенткам удается сохранить репродуктивную функцию, и чем раньше «захватить» болезнь, тем больше шансов

Рак яичников: часто это «случайная» находка

— Давайте поговорим о раке яичников. Он встречается реже…

Галина Кравченко:
— Но смертность выше, чем от рака шейки матки и рака тела матки вместе взятых. Всё дело в скрытом течении. Заболевания матки и шейки могут проявляться нарушениями цикла, кровотечениями и так далее. А рак яичников может длительное время протекать вообще бессимптомно: опухоль растет, а женщина ничего не чувствует. И только на поздних стадиях начинает беспокоить одышка, быстрая утомляемость, потеря веса, увеличение живота в объеме.

Юлия Авдеева:
— Если же пациентка регулярно посещает гинеколога и хотя бы раз в год делает УЗИ малого таза, то такой рак может быть случайной находкой при плановом посещении. И если мы диагностируем его вовремя, до развития симптомов, то можем вылечить человека полностью.

Рак яичников часто протекает бессимптомно, поэтому важно регулярно проходить осмотры, даже если ничего не беспокоит

Предупредить легче, чем лечить

— Можно ли «предсказать» рак и заранее принять меры?

Юлия Авдеева:
— В медицинском центре «Лотос» разработана программа «Превентивная онкология», в которую входит генетическое тестирование, направленное на поиск наследственных мутаций. Это высокоточная диагностика путем полного секвенирования генома, которая делается один раз в жизни. Врачи-генетики определяют риск развития рака конкретного органа у конкретного человека. Например, можно увидеть, что у женщины с вероятностью 80% разовьется рак яичников. Для такой пациентки будет составлен индивидуальный план наблюдения. Грубо говоря, мы будем «караулить» яичники, чтобы вовремя застать какую-то предраковую форму и вовремя ее пролечить. То есть генетическое тестирование — это о будущем.

— А как узнать про настоящее? Часто пациенты начинают беспокоиться и сдавать все анализы подряд…

— Вот поэтому лучше прийти к врачу и обсудить, что именно необходимо конкретно вам, а не бежать в лабораторию, сдавать все имеющиеся анализы — так часто бывает, и обычно оказывается абсолютно бесполезной затеей.

Есть исследования, которые помогут узнать, есть ли патология в организме прямо сейчас — и оценить риски на будущее

— Появились ли в последнее время новые возможности для диагностики?

— Например, позитронно-эмиссионная компьютерная томография. ПЭТ/КТ — это не просто визуализация, «картинка», как при КТ и МРТ, это исследование «с головы до пят». По типу накопления радиофармпрепарата видна метаболическая активность подозрительных участков и можно отличить, где «добро», где «зло», а кроме того, выявить участки воспаления и многое другое.

— Давайте поговорим о факторах риска: можем ли мы как-то влиять на вероятность заболеть раком?

Юлия Авдеева:

— Кроме генетической предрасположенности есть и индивидуальная: с генами изначально всё в порядке, но действуют какие-то факторы, происходит поломка гена, случается мутация, которая ведет к развитию онкологии. Это может быть воздействие каких-то токсических агентов, радиации, вредных веществ. Влияет и экологическая обстановка того района, в котором человек находится. Образ жизни: что мы едим и пьем, как и сколько по времени спим, часто ли гуляем на свежем воздухе, занимаемся ли спортом. Сюда же можно отнести и плановое посещение специалистов: насколько человек заботится о своем здоровье, делает флюорографию, посещает гинеколога и т. д.

Кроме генетической предрасположенности возможно «заработать» поломки генов в течение жизни под влиянием разных факторов — но и эти риски во многих случаях можно контролировать

Рак — не приговор?

Юлия Авдеева:

— Пациенты часто говорят: «Я боюсь онкологии». Я всегда объясняю, что по статистике у нас меньше шансов успешно перейти дорогу, чем заболеть раком. И даже если болезнь диагностируют — есть шанс уйти в стойкую ремиссию, наблюдаться, ходить к врачу, и всё будет хорошо. Понятно, что пациентов пугают такие слова, как лучевая терапия, химиотерапия. Но на самом деле процесс лечения абсолютно контролируемый. Побочные эффекты можно предотвратить, либо дать такую поддерживающую сопроводительную терапию, чтобы пациент чувствовал себя максимально приближенно к обычной жизни. Как прежде — и даже лучше.

— И все-таки само слово «рак» по-прежнему звучит страшно. Бывает даже, что родственники просят врачей не говорить человеку диагноз, чтобы у того не опустились руки…

— Действительно, раньше вместо рака желудка в карточке могли написать «язва». Но в 2000-е годы произошел перелом, теперь пишется именно слово «рак», по-русски, не CR, не Bl. И мы обязательно должны озвучить диагноз пациенту, а он потом решит, говорить ли его родственникам — а не наоборот.

Были времена, когда все боялись сахарного диабета. Считалось, что это болезнь-приговор: не будет нормальной жизни, не родишь ребенка, точно будешь инвалидом. Или в 90-е годы люди выбрасывались из окна, узнав о диагнозе ВИЧ. Сегодня такие пациенты живут максимально нормальной жизнью, создают семьи, рожают здоровых детей. Я думаю, что в плане онкофобии постепенно произойдет то же самое. Наверное, еще лет 10−15 надо, чтобы перестали бояться. Чтобы у людей в сознании уложилось, что болезнь профилактируемая, контролируемая и поддается лечению.

Медицинский центр «Лотос» ждет на консультации жителей Челябинска и области. Подробности — на сайте Lotos74.ru или по телефону: (351) 220-00-03.

МЦ «Лотос» в Челябинске,
адрес: ул. Труда, 187б;
Lotos74.ru;
«ВКонтакте»;
«Телеграм».

ООО МЦ «Лотос», www.lotos74.ru.

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалиста

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления