RU74
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Челябинске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

731мм 73%
Подробнее
2 Пробки
USD 102,81
EUR 106,10
Здоровье Кризис-2025 эксперт Из аптек продолжают пропадать важные лекарства. Почему в России все еще не наладили их производство

Из аптек продолжают пропадать важные лекарства. Почему в России все еще не наладили их производство

Росздравнадзор утверждает, что всего хватает с запасом. Однако на полках этого не видно

В последнее время государство старается заменить зарубежные препараты на отечественные
Источник:

В последнее время из аптек по всей России регулярно пропадают важные препараты. В первые дни апреля диабетики не смогли найти на полках сверхбыстрый инсулин «Фиасп». Следом за ним исчез жизненно важный препарат от онкологии «Уромитексан». При этом в Росздравнадзоре уверяют: лекарства в стране продолжают выпускать, и они есть даже с запасом. Но почему тогда их нет в аптеках и что будет с ассортиментом дальше? Эти и другие вопросы о «лекарствах Шредингера» MSK1.RU задал экспертам в области фармацевтики. И вот как они объяснили исчезновение препаратов.

Не успели собрать потребности

Большая часть препаратов для лечения онкологии, диабета, ВИЧ и подобных серьезных заболеваний поставляется в аптеки по государственным каналам. Для этого власти должны собрать запросы из регионов, сформировать тендерную закупку и доставить полученные лекарства в аптеки. Однако, как рассказал MSK1.RU эксперт фармацевтического рынка Никола Милевчич, в этих процессах часто бывают сбои.

— Если такого тендера не было, эта процедура не запускается. Тендерных закупок давно не было, в аптеках раскупили остатки лекарств, и в розничном звене мы видим нехватку этой продукции, — объяснил он.

Говорят, что лекарств хватает с запасом. Но иногда приходится довольствоваться остатаками
Источник:

По словам эксперта, задержки в закупках происходят по различным причинам. Например, если Минздрав еще не собрал заявки от регионов или они сами не успели предоставить нужную информацию. Кроме того, лекарства могут не закупать, потому что в аптеках остались запасы с прошлого года, и в них нет необходимости.

— Первый квартал всегда достаточно сложный, потому что деньги выделяются на год, и пока государство раздаст деньги, оформит тендер, поставит товары — это несколько месяцев, — объяснил Милевчич в беседе с MSK1.RU. — Бывает так, что поставки четвертого квартала догружаются в первом квартале в счет предыдущего года. Тем более, что приоритетные направления, продукты, список жизненно важных препаратов постоянно меняются.

Хотят повысить цену, но не могут

Есть и другие причины отсутствия лекарств в аптеках. Одна из них — санкции. В 2022 году многие зарубежные фармкомпании сделали заявления об изменениях в своей работе в России. Некоторые прекратили инвестиции, другие приостановили клинические исследования. Большая часть из них и вовсе перестала поставлять лекарства.

Кое-где еще можно найти остатки зарубежных препаратов, но они не бесконечные. А на производство аналогов нужно время. И хотя правительство уже сформировало перечень приоритетных молекул, которые сейчас активно внедряют для производства на российских заводах, большинство компонентов для производства равноценных замен нужно везти из-за границы.

В настоящее время Россия на 90% зависит от поставок фармсубстанций из-за рубежа.

А логистика в последние пару лет заметно усложнилась и, как следствие, подорожала. Дальше простая математика.

Чтобы не только отбить расходы, но и заработать, производителям желательно поднять цены на свой продукт. Но сделать этого они не могут. Особенно когда речь заходит о тех лекарственных препаратах, что включены в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). По закону, продавать их должны по фиксированной зарегистрированной цене. И навара здесь практически нет.

— Производители часто отказываются от регистрации и уходят с рынка из-за того, что не получают возможности перерегистрировать свою цену, — рассказал MSK1.RU Никола Милевчич.

Аналогов нет

Вместе с тем, по словам одного из источников MSK1.RU в области фармацевтики, аналоги некоторых лекарств в России производить до сих пор не научились. И оригинал приходится везти из-за рубежа, но через нейтральные страны-посредники.

— Некоторые производственные мощности, конечно, локализованы, тем не менее остается широкий спектр лекарственных средств, входящих в список ЖНВЛП, производство которых по тем или иным обстоятельствам внутри страны невозможно, — рассказал наш источник. — Из-за этого приходится переориентировать логистические цепочки и добавлять нейтральные страны, которых раньше не было.

Привезти лекарства из-за рубежа можно, но это долго и дорого
Источник:

Если раньше препараты можно было напрямую привезти в Россию из Швейцарии или Франции, то сейчас в эту цепочку добавляются нейтральные страны, в которые входят, например, Индия, Китай и некоторые азиатские государства. А это напрямую влияет и на время поставки, и на стоимость лекарств на рынке.

— Из-за увеличения транспортных расходов те препараты, которые пропадают из аптек, возвращаются уже по гораздо более высоким ценам. Один из ярких примеров — препарат «Зепатир» для лечения гепатита С. До 2022 года он стоил до 10 тысяч рублей, а сейчас уже 90 тысяч, — рассказал собеседник MSK1.RU.

«Зепатир» производит американская фармацевтическая компания MSD. Она уведомила российский Минздрав о прекращении поставок в 2023 году. По словам фармацевтов, аналогов препарата нет.

По такому принципу взлетели в цене и препараты для АСИТ-терапии (аллерген-специфическая иммунотерапия, когда аллергику вводят малые дозы аллергена, являющегося причиной болезни. — Прим. ред.) — «Сталораль береза», «Сталораль клещи», «Оралейр луговые травы». Цены на него доходят до 9 тысяч рублей.

Что с жизненно важными лекарствами

Если из аптек пропадает препарат, внесенный в перечень ЖНВЛП, Минздрав должен в кратчайшие сроки решить проблему его нехватки. Он может предложить аналог или связаться с производителем и потребовать ускорения поставок.

— Есть фонды, социальные группы, которые при поддержке и согласии Минздрава делают срочные закупки и поставки для определенных пациентов с угрозой жизни за счет того, что нет нужного препарата. Это такой уже некий форс-мажор, выход из положения, где, конечно, государство должно для этих пациентов найти вариант решения, — отметил Милевчич.

Когда Минздрав находит аналог пропавшего препарата, он вносит его в перечень ЖНВЛП. Однако даже аналог должен пройти определенные исследования и регистрацию, поэтому сделать это за короткий срок не получится. Сколько времени на это понадобится, наши эксперты уточнить не смогли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
66
ТОП 5
Мнение
ИИ, Челябинск запили! Любитель затестила графические возможности нейросетей — результат удивляет
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
Удар по бюджету и застройщикам? Урбанист высказался о минусах присоединения Западного к Челябинску
Данил Девятов
редактор сообщества «Изнанка Челябинска»
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Объявления