В марте строительная компания «Легион» отмечает свое 20-летие. Жилые комплексы «Святогор», «Галион», «Александровский» хорошо известны челябинцам и стали визитной карточкой компании. О том, каких успехов удалось добиться, какие перспективы и новые проекты ожидают «Легион», мы беседуем с директором компании Александром Букреевым.
– Александр Сергеевич, какое достижение было главным для компании за эти 20 лет?
– Главным можно считать создание стабильного, работоспособного коллектива. Мы создали структуру полного цикла – от проектирования и добычи полезных ископаемых до производства комплектующих, строительных работ и управления коммунальным хозяйством, располагаем всей необходимой техникой. Профессионализм наших сотрудников позволяет гарантировать стабильный конечный результат.
– Что, на ваш взгляд, делает компанию столь успешной?
– Само по себе железо мертво, без человеческих рук эти активы не работают. Нужны объединенные единой целью люди и четкие алгоритмы коммуникаций между ними. Стройка – самый динамичный процесс, и важно его стабилизировать, синхронизировать все процессы, упорядочить все работы. Так что высокий уровень организации и взаимодействия – на первом месте. На втором – индивидуальность проектов, каждый из которых по-своему уникален. Третий обязательный компонент – знание и понимание рынка, формулирование задач с учетом спроса. Даже идеальное с точки зрения соотношения полезной и общей площади здание может быть не востребовано.
– А почему выбрали сложное монолитно-каркасное домостроение, ведь панельное проще и, наверное, доходнее?
– Панель точно проще. Когда мы заходили на этот рынок, опытных строителей панельных домов было более чем достаточно. Строивших монолитно-каркасные дома были единицы. Но была еще одна причина: нам хотелось создавать что-то яркое, отличное от других, а монолитно-каркасная технология позволяет строить более комфортное жилье – теплые дома из абсолютно экологичных материалов с паропроницаемыми стенами и оптимальными условиями для комфортного микроклимата внутри.
– Каждый объект «Легиона» – это его визитная карточка. Как рождается идея объекта?
– Мы разрабатываем объекты под каждое конкретное место в городе. Никаких четко прописанных на бумаге критериев не было, нет, и вряд ли их можно создать. К примеру, «Святогор» – на горке, знаковом месте, где нельзя было построить просто десятиэтажное здание. Так родились высотки. Да, себестоимость квадратного метра в них высока, но другому месту такой объект просто не подойдет.
Идея рождается через баланс самых разных за и против. С одной стороны, объект должен стать гармоничной частью среды. С другой – нужно учесть, что люди будут жить в доме, а не смотреть на него снаружи – им должно быть комфортно внутри. В Челябинске принято, что «жилые метры» должны быть прямоугольной формы определенного размера, в них должны встраиваться кухня, мебель, сантехника. Приходится балансировать между разными требованиями – разработка и доводка идеи до полноценного проекта занимает много времени. Но из баланса противоречий и рождаются объекты, сочетающие удобство для жизни, архитектурную гармонию и зрительную красоту.
– А как удается стабильно удерживать качество?
– Строительство – не та сфера, где можно рисковать качеством, поэтому даже при проектировании мы не закладываем рискованных решений, не экспериментируем. Исполнение контролируем на каждом этапе. Постоянно помним, что в доме будут жить люди и качество их жизни и безопасность зависит от нас.
– Существуют ли у вас стандарты качества для продукции поставщиков?
– Разумеется. Особое внимание уделяем входному контролю материалов и комплектующих, влияющих на безопасность. Кроме того, на всех этапах контролируем и свою продукцию, поскольку монолитный и сборный железобетон делаем сами. Стараемся работать с партнерами, у которых не было проблем с качеством.
– Говорят, коммунальные услуги в ваших домах дешевле, чем в панельных...
– Как это ни парадоксально – да, хотя набор предоставляемых услуг значительно больше. Мы сравнивали коммунальные платежи 100-метровых квартир в «Александровском» и в обычном доме – разница в пользу «Александровского» почти 1000 рублей. За счет чего? Во-первых, все наши дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепла, водо- и электросчетчиками. Во-вторых, при строительстве мы используем энергосберегающие технологии: трехслойная кладка наружных стен с утеплением минеральными плитами на основе базальтового волокна и погодозависимая система автоматики отопления позволяют существенно экономить тепло. Итог – в доме, где есть консьерж, охрана и видеонаблюдение, а подъезд и придомовая территории убираются чаще обычного, коммунальные платежи зачастую ниже, чем в стандартном панельном доме.
– Вы сами управляете своими жилыми комплексами?
– Да, и это еще один фактор повышения качества жилья и услуг. Мы сами устраняем обнаруженные недостатки, получаем обратную связь от жильцов, быстро узнаем о потенциальных проблемах и корректируем следующие проекты. У покупателей нашего жилья уровень ожиданий очень высокий, поэтому мы и создали свою управляющую компанию, основной принцип работы которой – «клиент должен быть доволен».
– За 20 лет жизни компании в стране прошло три экономических кризиса. Как «Легиону» удалось сохранить позиции?
– Только последний экономический кризис мы пережили как застройщик, а два предыдущих – как подрядная организация. В те времена мы были более уязвимыми. В 2008 году было тяжело: все было вложено в проекты. Хотя кредиты на начало кризиса были совсем небольшие, мы вошли в него без дополнительной финансовой подушки безопасности. Но не хотели и не могли останавливаться – часть объектов заморозили, перенесли некоторые обязательства. Но все сумели выполнить в срок. Главное – полностью удалось сохранить коллектив.
– Как вы строите отношения с коллективом?
– Сейчас в компании более 700 человек, перед каждым стоят конкретные задачи. При качественном выполнении своей работы все получают согласованную оплату. Каждый ощущает не только защищенность и безопасность, но и свою нужность, и то, что его труд уважаем и оценен. Но и уволить могу без сожаления – за коррупцию и пьянку.
– Как формируются цены на жилье в ваших объектах?
– Во-первых, цены выставляются один раз и на одном объекте никогда не меняются, на каком бы этапе мы ни начинали его продавать. Во-вторых, цены в одном и том же доме дифференцированы. Квартиры одинаковой планировки могут отличаться по цене – в зависимости от этажа, стороны света, даже вида из окна. Ценообразование – многоуровневый процесс, в котором на первом месте стоит оценка потребительских свойств квартиры и потенциального спроса на нее, на втором – индивидуальные условия оплаты. Внимательный человек может сам рассчитать стоимость квартиры на сайте компании, а индивидуальный расчет с учетом вариантов рассрочки или ипотеки сделают в отделе продаж.
– Благотворительностью и социальными проектами занимаетесь?
– Занимаемся. Но никогда не даем денег просто так. Принцип простой: помогать тем, кто сам себе помочь не может – детям, пенсионерам. Стараемся помочь делом и не любим много об этом рассказывать.
– Каким вам видится город, например, через пять лет?
– Наш город все время меняется, и, как правило, в лучшую сторону. Наверное, сейчас пора оценить существующий земельный ресурс в городской черте и расти в нем многоэтажным форматом. В городе много ветхого и аварийного жилья, неактуальных застроек. Мы со своей стороны будем работать в соответствии с нашими планами. 13-й микрорайон будем завершать, «Подсолнухи» строить, проектировать новые объекты. Задач много, работать есть над чем.