Метеорит, пролетевший над Челябинском 15 февраля, не пощадил львиную долю квартир – пострадали стекла, окна и балконы. Городские власти пообещали, что ущерб будет ликвидирован во всех домах за счет бюджета силами управляющих компаний. Какие документы пригодятся челябинцам, в чьих квартирах повреждены окна? Что происходит на стекольном рынке из-за наплыва желающих поменять конструкции?
Окна вставят бесплатно
Городские власти в день падения метеорита объявили, что разбитые окна в квартирах челябинцев починят бесплатно. Как выяснилось 18 февраля на аппаратном совещании в мэрии, чиновники не отказываются от своих слов. Сити-менеджер Сергей Давыдов подтверждает, что помощь от муниципалитета получат все люди, чьи дома пострадали от ударной волны. «Ни копейки своих денег на восстановление окон люди не потратят. Придет управляющая компания, освидетельствует, вставит стекло. Если повреждена рама, то поменяют раму, – подчеркивает глава администрации. – В дальнейшем расходы будут предъявлены муниципалитету, он будет рассчитываться с управляющей организаций, которая за свой счет восстановит жителям стекла либо оконные рамы». В то же время о бесплатном ремонте балконов и лоджий власти не сообщают: пока главная задача – сохранить тепло в домах.
Как сообщал 15 февраля губернатор области Михаил Юревич, приблизительная площадь остекления, которое нужно восстанавливать в Челябинске, – 100 тысяч квадратных метров. Всего по области – порядка 200 тысяч квадратов. Предварительный общий ущерб – более миллиарда рублей. По данным пресс-службы МЧС России по Челябинской области, к вечеру 16 февраля в столице Южного Урала были устранены повреждения в 365 строениях различного назначения из 2282 поврежденных. По сообщению горадминистрации, в пятницу пострадало около трех тысяч жилых домов. В первую очередь восстанавливают социальные объекты – больницы, детсады, школы.
Заявки на ремонт окон горожанам нужно направлять в свои управляющие компании. Жители домов в частном секторе могут обратиться в районные администрации. Остекление квартир продвигается ударными темпами. Например, как отчитался руководитель пресс-службы управляющей компании «Ремжилзаказчик» Тимур Сафиуллин, всего за заменой окон в УК обратилось 1728 жителей (472 дома, около 1500 подъездов). На данный момент отремонтировано 218 квартир. «В пятницу и субботу сотрудники работали круглосуточно – закрывали окна подъездов пленкой или фанерой, чтобы не заморозить систему, – говорит эксперт. – После этого приступили к остеклению квартир собственников«.
Некоторые проблемы у обслуживающих организаций есть, главным образом, не хватает слесарей и плотников, поэтому очередь из ожидающих новых окон жильцов растягивается. Такая ситуация, к примеру, наблюдается в ЖРЭУ №3.
Как сообщил замглавы администрации по вопросам ЖКХ Александр Любимов, обслуживающие организации, несмотря ни на что, должны завершить восстановление окон до конца недели. В переходный период в зданиях города на всякий случай стало теплее – температура теплоносителя еще в пятницу была увеличена на пять градусов.
Бизнесу не дадут повышать цены
Многие челябинцы не стали дожидаться, пока к ним приедут сотрудники управляющей компании, и отправились на строительные рынки. Как рассказала корреспонденту DomChel.ru жительница города Анна Леухина, в очереди пришлось простоять больше часа. «В киоске на рынке «Перекресток», куда я подошла, закончилось стекло, продавец ожидал подвоза очередной партии. В соседнем киоске была очередь в два раза больше, человек 30, – отмечает женщина. – По слухам из очереди, цена на стекла выросла. Но купить удалось. Хорошо, что разбилась только одна створка одного окна».
Проанализировав обращения граждан, городские власти приняли решение отрегулировать цены на стекольном рынке. Как сообщил 18 февраля на аппаратном совещании замглавы администрации города по экономике и финансам Олег Слиньков, действительно, на многих рынках стекло стало дороже, однако дефицита материалов пока нет. Власти намерены собрать руководителей компаний и представителей торговых площадок, которые продают стекло и стеклопакеты, и убедить их не повышать цены, не наживаться на чужом горе.
Фирмы, которые занимаются остеклением и установкой окон, утверждают, что цены на услуги повышать не собираются. Напротив, многие ускорили темпы работы, чтобы помочь людям. «Если в обычное время мы получаем 15-20 заявок по окнам, то сейчас число звонков выросло в разы. На сегодня у нас запланирован выезд на 60 адресов. Это клиенты, которым нужно помочь разобраться с последствиями пятничной ударной волны, – рассказывает руководитель компании «Армада» Федор Деев. – Туда, где окно не закрывается совсем, выезжаем в первую очередь, чтобы помещение не промерзало. Что характерно, заказы идут не только от наших клиентов, но и от заказчиков других оконных фирм. Где есть возможность, делаем несложный ремонт без оплаты, составляем акты и так далее. В связи со сложившейся ситуацией цены остались фиксированными, их изменение не планируется».
Какие конструкции пострадали сильнее всего? Как отмечает Федор Деев, основной удар пришелся по деревянным балконам и окнам, а также конструкциям с алюминиевыми рамами. Степень повреждения везде разная: где-то вырваны нижние петли, так как окно находилось в режиме микропроветривания, где-то приходится менять створку целиком, где-то только регулировать фурнитуру.
«В нашу компанию массово обращаются обладатели разбитых деревянных окон, которые желают заменить их на пластиковые, – делится информацией генеральный директор ГК «Евростандарт» Константин Гребенюк. – Вторая половина заявок поступает от наших клиентов на ремонт или замену стекол в пластиковых стеклопакетах. По горячим следам я провел совещание с сотрудниками и дал им установку продолжать работать по обычным розничным ценам, не повышая стоимость услуг».
Требовать компенсацию или жаловаться?
Жительница дома по улице Косарева Светлана Томилина на свои средства заменила окно. Развалившееся деревянное пришлось обменять на новое пластиковое за шесть тысяч рублей. «Не хотелось, чтобы в квартире стало холодно, поэтому сразу после происшествия позвонила установщикам окон. В ту же пятницу они выехали на замеры, – вспоминает девушка. – Но потом оказалось, что управляющая компания тоже готова починить окно. В течение прошедших выходных слесари начали заменять стекла во всем доме».
Кстати, для тех, кто уже обновил окна за свой счет, власти предусмотрели компенсацию из бюджета. Сергей Давыдов подчеркивает, что для этого жителям нужно предоставить платежные документы или чеки, а также акт из обслуживающей организации, который подтверждает, что восстановительные работы выполнялись. Эти документы должны передаваться в управляющую компанию или администрации районов. Правда, предупреждают: нажиться на прилете метеорита не получится. «Если услуги были предоставлены втридорога, то такие суммы компенсировать мы не будем, – добавляет сити-менеджер. – Есть установленные ценовые пределы, от которых мы будем отталкиваться».
Однако, по словам Константина Гребенюка, бизнесу пока непонятен механизм выплат. «Если администрация выработает прозрачный механизм взаимодействия с оконными компаниями, они пойдут навстречу, – добавляет собеседник. – Мы пока не запускаем в работу подобные заявки, хотя готовы помогать нуждающимся».
Что делать, если управляющая компания отказывается помогать с установкой окон, требует деньги за это или не принимает документы для получения компенсации? Как сообщили чиновники, нужно приходить или звонить в администрацию города и жаловаться. «Допускаю, что такие случаи могут быть, факты должны быть установлены, а люди наказаны», – добавляет Сергей Давыдов.
Кроме того, в администрации Челябинска работает телефон горячей линии 264-68-20, по которому можно обратиться в случае, если управляющая компания требует деньги за замену окон. Можно позвонить и в Управление ЖКХ администрации Челябинска по телефону 263-21-21.
А как вы решаете вопросы с заменой побитых метеоритом стекол на новые? Оставляйте свои сообщения в комментариях после статьи или на форуме.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА