С 1 апреля ЖКХ перевели на долгосрочные тарифы на электроэнергию, тепло, газ, воду и канализацию. Значения будут устанавливаться не на год, а на три-пять лет. Власти надеются, что долгожданный переход к долгосрочному тарифному регулированию привлечет частных инвесторов и поможет модернизировать устаревшие коммунальные объекты. Как отразятся поблажки для поставщиков на потребителях услуг?
С 1 апреля в России вступает в силу закон о долгосрочном регулировании тарифов на электроэнергию, тепло, газ, воду и канализацию. Закон был принят Госдумой 21 декабря и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Тарифы для поставщиков услуг будут устанавливаться на три-пять лет. Сейчас их пересматривают каждый год. Как пишет «Российская газета», новая система должна создать условия для модернизации коммунального комплекса и привлечь инвестиции в этот сектор без значительного повышения тарифа для населения. Новым игрокам будет выгоднее присутствовать на рынке, планировать работу и получать прибыль, так как тарифы для поставщиков будут зафиксированы на несколько лет вперед.
Изменения пройдут поэтапно: переход к такому регулированию тарифов на тепловую энергию, а также основных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должен закончится до 1 января 2016 года. Если установленные на пятилетнюю перспективу тарифы будут отличаться от обозначенных в концессионных соглашениях с поставщиками, последние получат компенсацию из регионального бюджета. Однако если экономическая ситуация в стране существенно ухудшится, правительство оставляет за собой право изменить долгосрочные расценки без компенсации убытков ресурсоснабжающих компаний.
Сегодня регионы решают проблему износа коммунальных сетей самостоятельно и с помощью федерального Фонда ЖКХ. Последний на период с 2013 до 2015 года выделил региону 335,9 миллионов рублей на модернизацию инфраструктуры.
По данным Минрегиона, степень износа объектов инфраструктуры в стране превышает 60 процентов. Чтобы привести жилищно-коммунальное хозяйство в порядок, требуется более 10,4 триллиона рублей.
Степень ее износа значительная. Так, в областной программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», которая рассчитана на 2011-2015 годы, указано, что коммунальная инфраструктура устарела на 56,5 процента, около 31 процента основных фондов полностью отслужили свой срок. К окончанию действия программы областной минстрой ожидает снижения уровня износа коммунальных объектов до 55,2 процента. Аналогичная программа для города Челябинска ставит задачу до конца 2015 года сократить степень износа сетей до 52,5 процента.
На долгосрочные тарифы чиновники возлагают большие надежды. Так, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис говорит о том, что долгосрочный план будет мотивировать ресурсоснабжающие организации к экономии ресурса. Выиграют, в теории, все: у населения не будет расти платеж за услуги ЖКХ, а у компаний появится заинтересованность в установке приборов учета или регуляторов тепла.
По мнению экспертов, новая схема выгодна, в первую очередь, крупным игрокам. По словам председателя комиссии по развитию ЖКХ Общественной палаты Свердловской области Игоря Данилова, пока непонятно, будут ли монополисты вкладывать вырученные деньги в модернизацию ЖКХ или предпочтут увеличивать дивиденды. В то же время выгода для потребителей будет лишь в случае, если долгосрочные тарифы будут экономически обоснованы.
Как отмечает председатель государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Сергей Образцов, пересмотр государственного регулирования тарифов не отразится на населении напрямую – параметры тарифов будут по-прежнему меняться ежегодно. «Долгосрочные тарифы станут ориентиром на будущее, компании смогут рассчитывать свои ресурсы, планировать ремонты, – добавляет эксперт. – Существенных изменений в тарифах в связи с этим не предполагается».