Мечты горожан о домике в деревне часто разбиваются о недобросовестность застройщиков. Вместо земельных участков риелторы подсовывают сельхозугодья или живописные пейзажи, коммуникации на которых ожидаются не раньше следующего столетия. Виной тому, по мнению экспертов, отсутствие нормативных документов, регулирующих малоэтажное строительство. Проблему обсудили эксперты отрасли 21 мая в редакции газеты «Комсомольская правда».
Ярким примером нарушений обязательств со стороны застройщика стал поселок «Петроград», что в нескольких километрах от Челябинска. В 2010 году там было приостановлено строительство, и десятки дольщиков остались с пустыми руками, а кто-то так и ждет заселения, сидя на чемоданах. Челябинка Алевтина поставила все на карту из-за собственной мечты о загородном доме. И после того как сын поступил в иногородний вуз, продала-таки квартиру в каменных джунглях, чтобы поселиться в поселке таунхаусов с надежным, как булыжник, названием. Однако мечты ее не сбылись. «Моя квартира в таунхаусе в «Петрограде» – это фактически полуторка: одна комната-кухня, санузел внизу и комната вверху, – рассказывает женщина. – Обещали, что через полгода после покупки я смогу въехать. В итоге я продала квартиру в Челябинске, вбухав деньги в таунхаус, но воз и ныне там. Эти полгода растянулись уже на несколько лет ожидания. Я была вынуждена снимать жилье, и в принципе надежды на заселение потихоньку угасали. Выяснять отношения с застройщиком было бесполезно. На все вопросы он отвечал, что ничего не может сделать – у него нет денег».
Недавно Алевтине предложили въехать в пустую квартиру и достраивать все самой, хотя женщина покупала готовую квартиру с частичной отделкой. Алевтина говорит, что пойдет на это, так как ждать нет смысла. «Ситуация у застройщика «Петрограда», как и у многих застройщиков в 2008 году сложилась кризисная, – комментирует представитель жилищного кооператива «Альтернатива», который занялся этим проектом, Олег Худяков. – Дело в том, что правовой механизм, регулирующий долевое участие в строительстве, накладывает ограничения на весь участок застройки, на котором стоят малоэтажные дома. Получается, один проблемный дом ограничивает оборот остальных домов, ведь они не разделены».
Проверить застройщика на добросовестность, оказывается, не так-то просто. «На рынке Челябинска сейчас 472 строительные компании, специализирующиеся на малоэтажном строительстве. Из них крупных, которые строятся, рекламируются, широко представлены на рынке и имеют свое проекторское бюро, только 10-15, – говорит заместитель директора компании «ДомаСК» Екатерина Захарова. – Рынок обширный, строительством занимаются многие, даже не имея строительного образования».И из всего многообразия предлагаемых фирм покупатель обращает внимание, прежде всего, на те, для которых главным критерием остается дешевизна стройки. То есть на те, проверить которые оказывается сложнее всего.«Бывает, к нам приходят, читают сметы по нашим проектам, мы выдаем калькуляцию, а с нашей сметой клиенты потом идут к иностранным рабочим, те, естественно, обещают построить дешевле, – разводит руками Екатерина Захарова. – Но из чего складывается эта дешевизна? Из материалов плохого качества. Когда обнаруживается брак, рабочих уже не найти. А гарантия в крупных компаниях, как правило, прописана в договорах». Тем не менее эксперты отмечают, что «надуть» челябинского потребителя сегодня не так-то просто, потому что, по законам большой деревни, Челябинск слухами полнится. «В городе стройка идет по слухам, люди наводят справки, и если застройщик получил одобрение знакомых, значит, он чего-то стоит. Для потребителей рекомендации жильцов важнее, нежели красивые картинки в буклетах», – отмечает замдиректора «ДомаСК».
Тем более красивые картинки отнюдь не означают, что в действительности так и будет. Покупая жилье в поселке, люди чаще всего ожидают получить красивый благоустроенный уголок, ради которого и затевался переезд. Однако для застройщиков благоустройство часто становится заметанием пыли под ковер. «Благоустройство застройщики откладывают на потом, хотят в проектах это прописано, – жалуется руководитель компании «Лидер» Ольга Шахова. – На практике землю облагораживают, если она остается нереализованной. Часты обращения граждан, когда на оговоренном месте по проекту должен был стоять детский сад, а в итоге участок этот продают под дома, мол, нашелся покупатель. Люди предпочитают не дожидаться доброй воли застройщика и облагораживают землю сами. В этом плане не помешало бы создать какой-то проектный надзор, ведь это обман потребителя. Покупал-то он жилье с расчетом на конечный результат». С застройщиками более-менее ясно. А как быть, если в погоне за той же дешевизной, вы решили взять строительство дома в собственные руки и, значит, вам понадобится земельный участок. Оказывается, и здесь немало нечестных людей, желающих навариться на чужих кровных. В организации «Правосознание» ведут счет обращениям обиженных. «В основном используются двойные-тройные оформления документов, когда после покупки жилья или земли выясняется, что у них уже есть владелец, который также о вас ничего не знает. Бывают двойные-тройные продажи, продажи сельхозземель под видом земельных участков под застройку, невозможность подведения коммуникаций на купленных землях, что также является нарушением договора продажи, – отмечает руководитель челябинской общественной организации «Правосознание» Алексей Силинцев. – По некоторым случаям уже возбуждены уголовные дела».
Алексей Силинцев вспоминает случай, когда в организацию обратился молодой человек, купивший землю в живописнейшем месте. Однако подвести туда коммуникации не представляется никакой возможности. Эту важную деталь покупатель по неопытности не учел, чем и воспользовался мошенник. Не менее редки случаи, когда под видом «идеального участка» южноуральцам продают сельхозпаи.
В этом случае выяснять судьбу земли эксперты советуют в Управлении Росреестра, заказав справку ЕГРП. Для челябинцев перспективы проведения электричества и газа, а также облагораживание территории – важная графа для комфорта будущего жилья. И пусть это скажется на конечной стоимости дома, зато не придется собственноручно заниматься подведением сетей. Ведь кто знает, когда еще сырьевые ресурсы доберутся до купленной за 30 тысяч рублей за сотку земли, а строить хочется уже сейчас.
Но в то же время готовое жилье, предлагаемое застройщиками, также мало привлекает горожан. «Я пенсионер, мне незачем покупать голый участок, все равно самому мне не построить, а вот готовый дом где-нибудь в черте города или чуть подальше я бы купил, – говорит участник тура по малоэтажкам Анатолий Выдрин, – Но, честно говоря, пока не вижу подходящих вариантов. Все предложения – это либо земля, где еще далеко не только до коммуникаций, но даже до маломальских дорог. А поселки ближе к городу это, на мой взгляд, откровенное надувательство. Неужели я продам свою трехкомнатную квартиру недалеко от центра города, чтобы купить отдельную клетушку менее чем в 30 квадратов за семь миллионов рублей? Да там даже гаражей нет! По проекту автомобиль нужно парковать прямо на собственном газоне! И непонятно, что в итоге получится из проекта и что там появится из социальной инфраструктуры».