Вслед за туристическими агентами и экспортерами китайской одежды в соцсети перебрались и риелторы. В своих электронных сообщениях они обещают добросовестную помощь в съеме-покупке-продаже жилья. А заверением в их кристальной честности служит оплата по завершению сделки. Насколько можно доверять таким специалистам, и что последует за внедрением маклеров в сеть – упрощение процедуры поиска и сбыта жилья или кризис доверия к риелторам? Выяснял журналист сайта DomChel.ru.
Пара минут поиска в популярной соцсети – и вот уже первый улов. Александр, называющий себя маклером, в телефонном разговоре с корреспондентом вялым голосом рассказал, что их риелторская компания, офис которой находится в центре города, за 3,5 тысячи рублей поможет снять жилье.
– То есть я плачу вам деньги и иду искать подходящую мне квартиру из предоставленного вами списка? А где гарантии, что эти квартиры сдаются?
– У нас большая база. Мы предоставим вам не менее ста вариантов квартир, подходящих под ваши запросы.
– А если мне ни одна не понравится?
– У нас такого еще не было. Ну не понравится вам, скажем, мебель в паре-тройке квартир похуже, а в остальных-то вам точно понравится.
Александр рассказал, что дозвониться в их контору впредь я могу по одиннадцати телефонным номерам, сотрудников им хватает. И напоследок загадочно добавил: «Приходите. Только спросите Владимира».
Работяга с челябинского автозавода, по вечерам подрабатывающий риелтором в не очень популярной конторе с офисом на ЧТЗ, рассказал, что поможет сдать, купить или продать жилье за скромную плату. И пообещал индивидуальный подход к каждому, мол, все будет зависеть от состояния квартиры. Например, со средненькой «двушки» в центре за услуги он возьмет процентов 30 от заявленной арендной платы, а с продажи квартиры – только 2. «Расчет по факту заселения, – сквозь моторный гул кричит Иван. – Сейчас я на работе, звоните вечером, посмотрим квартиры».
Попытка риелторов-одиночек заработать через соцсети понятна. Некоторые из них выходцы из агентств недвижимости, которые используют Интернет исключительно в личных целях в обход официального работодателя. Но в соцсети – места обитания офисного планктона – подались и крупные маклеровские компании с раскрученным именем. Кого высматривают они?
Эксперты утверждают: распознать недобросовестных дельцов несложно. Достаточно взглянуть на их ценник. С продажи квартиры по Челябинску в среднем риелторы берут 3-5 процентов, со съема – 50 процентов. Если вам предлагают процент поскромнее, то это серьезный повод насторожиться в компетентности агента.
«Присутствием в соцсетях мы хотим разжечь интерес к компании. Это и развлечение, и формирование имиджа – так сказать, работа на узнаваемость, – поделился мнением директор РК «Марис-недвижимость» Сергей Малетин. – Мы не преследовали цели прямого дохода, у нас все-таки не интернет-магазин. Продавать квартиры и помидоры на базаре – не одно и то же». Между тем на странице компании много просьб от подписчиков помочь с жильем.
«В Интернете более прогрессивная клиентура, в основном молодежь; они находят нас. Но мы не можем сказать, что это напрямую ведет к сделкам. Пишут несколько обращений в месяц, но все равно все решается на встречах» – говорит собеседник.
С той же целью создавалась группа РК «Служба недвижимости» в соцсети. «В наш век информационных технологий все происходит с помощью Интернета, – делится мнением директор по развитию РК «Служба недвижимости» Денис Стукалов. – Потенциальный клиент узнает о нас часто оттуда. Или просто наводит там справки. Это делают далеко не все, но все больше людей прибегают к помощи сетей».
К риелторам-одиночкам, прикрывающимся агентствами, руководители крупных контор относятся с опаской. «Я бы не доверял таким горе-специалистам. Посудите сами, у него нет материального фонда, юридической базы, он работает на себя. Может, он проводит вашу сделку только потому, что ему до 20-го нужно заплатить кредит? В лучшем случае такой риелтор знает, как оформить сделку и где находится регпалата, – говорит Сергей Малетин. – А если что-то пойдет не так, например он заболеет, где искать концы? Для меня дорого время, и, допустим, свой отпуск я хочу потратить на продажу квартиры, приобретение новой и ремонт в ней. Почему я должен ждать такого риелтора?».
«У нас все еще есть такие компании, в которых вместо компьютеров – счеты! – продолжает директор РК «Марис-недвижимость». – И слова «я риелтор агентства» еще ничего не означают. У нас в компании были стажеры, которые пытались заработать, называясь сотрудниками нашей компании. С одной стороны, мне лестно, но, с другой, мне такая антиреклама не нужна!».
С ним соглашается и Денис Стукалов. «Частный риелтор ничего не гарантирует, – говорит собеседник. – Где гарантия того, что он продаст вашу квартиру по рыночной цене, а не по заниженной? Ему ведь просто нужно продать поскорее, да и рынок он не знает».
Финансовые учреждения также не торопятся сотрудничать с такими спецами: частного риелтора не пустят в банки. А если он заручился личной договоренностью, это не означает благо для клиента. «Это значит только одно – он потащит клиента в этот банк, где условия могут быть не самыми выгодными», – резюмирует Денис Стукалов.