Цена перестает быть определяющим фактором при покупке недвижимости. Компании «Домус финанс» и «Континент» проанализировали потребности покупателей квартир и пришли к выводу, что москвичи перестали выбирать жилье, ориентируясь лишь на его стоимость. Нередко гораздо более важным фактором оказывается местоположение. В Челябинске схожая тенденция: у нас предпочитают квартиры с большими кухнями и совместными санузлами.
«При выборе квартиры для меня была важна близость детского садика для младшей дочери и школы – для старшей, – говорит челябинка Ольга. – А поскольку оба объекта находятся в центре города, мы особо не рассчитывали на слишком низкую стоимость. Хотя, конечно, все равно искали вариант выгоднее. Но с маленькими детьми квартира на окраине, пусть даже существенно дешевле – не вариант».
Как показало исследование, в настоящее время даже в одной ценовой категории различные группы потребителей выбирают совершенно разные объекты, в зависимости от цели покупки. Если квартира инвестиционная и ее в дальнейшем планируют сдавать в аренду, то она, как правило, отличается доступным местоположением и стандартной планировкой, так как такое жилье более ликвидно. А вот для себя покупатели часто приобретают что-то необычное и иногда ищут нетривиальные варианты даже в новостройках экономкласса.
«Существует три фактора, однозначно влияющих на выбор объекта недвижимости, – делится мнением директор КН «Ключ-Инвест» Александр Чернов. – Однозначно на первом месте была и будет стоимость. Сначала люди оценивают свои финансовые возможности, а уже потом, исходя из этого, подбирают квартиру. На втором месте, пожалуй, находится месторасположение объекта. Этот фактор стопроцентно влияет на выбор. Но тут опять-таки все индивидуально. Например, Челябинск – социально развитый мегаполис. Поэтому здесь нет стремления людей перебраться из одного района в другой. Это связано и с компактностью города, и с тем, что в любую его точку на автомобиле можно добраться за 20-30 минут, то есть приоритетна транспортная доступность. Другой важный фактор – планировки квартир. Мы заметили, что людям нужны большие кухни. В более современных типовых планировках - 97-й, 121-й сериях – они составляют обычно 9 метров, а вот в хрущевках и брежневках – всего шесть».
Свою роль, по мнению риелторов, сыграла и вездесущая мода на студии, когда объединенное пространство кухни и спальни достигает 17 метров и существенно расширяет границы. «Пришедшие из Европы студии уже приучили наших покупателей к простору, – продолжает эксперт. – А также к экономии пространства. Если раньше обращали внимание на то, чтобы санузел был раздельным, то сейчас все наоборот. Людям нужны совместные санузлы, и не только в студиях, но даже в элитке. Это и удобнее, и экономит место. То же касается коридоров. В современных планировках часто обходятся без них, либо отводят под прихожие немного метров, предпочитая обустраивать там гардеробные. Замечено, что многие клиенты покупают старые квартиры уже с расчетом сделать там перепланировку. У нас был случай, когда на заключение сделки клиенты пошли лишь тогда, когда навели справки, что им разрешат произвести задуманную переделку».
Однако существует и другая версия: иногда цена недвижимости отходит на не просто второй, а даже на третий план, уступая место все тем же местоположению и качеству квартир. «Клиентов можно разделить на несколько категорий, – рассказал директор по развитию РК «Служба недвижимости» Денис Стукалов. – Есть те, кто жестко ограничен в финансах, и тогда объект недвижимости они выбирают строго исходя из своих возможностей. Есть и другие – кто уже облюбовал дом и квартиру в нем, выбор для него – дело решенное. Для третьих же важна инфраструктура, наличие рядом парковок, огороженной территории и прочего. Но в выборе недвижимости все же все приходит к трем стадиям: оценке местоположения объектов, самих квартир по количеству комнат, метражу и планировкам, а потом уже к цене. Надо отметить, что, ориентируясь на то или иное местоположение и квадратуру, клиент уже понимает, во сколько ему обойдется такая квартира. Логично, если трехкомнатная квартира в центре города стоит недешево. В итоге, изучив рынок, клиент определяет приемлемую цену. Но все же главным, считаю, остается тот факт, где находится объект и что из себя представляет. У нас были случаи, когда клиент был готов доплатить за понравившуюся квартиру, даже если изначально рассчитывал на другую стоимость».