Челябинские депутаты предложили законсервировать метро. На его достраивание не хватает средств, а поддержание безопасного состояния обходится области в копеечку. Однако не все так просто – консервация может привести к образованию подземных пустот, и близлежащие дома и дороги могут провалиться.
Предложение законсервировать метрополитен прозвучало 22 января на заседании комитета Заксобрания области по строительной политике. Причина – нехватка средств на его достраивание. По подсчетам «Челябметротрансстроя», на это понадобятся еще 75 млрд рублей и десять лет. Однако у региона нет таких средств, тогда как федеральное правительство прекратило финансирование проекта еще в 2009 году.
«В 2013 году было предусмотрено 1,24 миллиарда рублей областных денег на строительство метро, но из-за непонятной системы реализации работ расходы были снижены до 600 миллионов рублей, а потом и до 500 миллионов, – сообщил председатель комитета Юрий Карликанов. – Налицо неэффективное использование средств, деньги не осваиваются».
Однако в правительстве области заявляют, что выделяемых средств недостаточно для продолжения строительства. Их хватает только на поддержание безопасного состояния объектов. «Я не могу пока комментировать цифру в 75 миллиардов рублей, мне стало о ней известно только позавчера, – отметил первый замминистра по строительству, инфраструктуре и дорожному хозяйству Сергей Сихарулидзе. – Будем разбираться с «Челябметротрансстроем». Но могу сказать точно, что на ведение работ ежегодно необходимы не миллиард рублей, а пять–шесть миллиардов. Для поддержания состояния хватит 500 млн в год».
Ситуацию усугубляет тот факт, что тоннелепроходческий комплекс «Ловат», который сейчас находится под проспектом Ленина в районе улицы Российской, нуждается в ремонте. На приведение его в рабочее состояние нужно потратить еще 130 млн рублей.
Депутаты задались вопросом, что в такой ситуации выгоднее? Может, стоит полностью отказаться от метро и законсервировать уже построенное?
Однако и здесь есть свои подводные камни. «Ежедневно с северо-запада в центр устремляются 400 тысяч жителей, – привели свои подсчеты в МУП «Челябметротрансстрой». – Тогда как дороги вмещают только 70 тысяч населения. Налицо дефицит перевозки. И эту брешь может закрыть только одна линия метро».
Но помимо роста числа населения, против консервации говорят и другие факторы. В областном правительстве посчитали, что на разрушение уже созданного уйдет шесть–восемь млрд рублей. Прибавить сюда уже затраченные на строительство 8,7 млрд руб. А на изымание «Ловата» из-под земли с перекрытием проспекта Ленина на время работ – 180 млн рублей. И еще 280 – на утилизацию агрегата.
Потенциально возможно перепрофилирование объекта под скоростные трамваи, но чиновники не видят в этом смысла. «По затратам это сопоставимые проекты, – отметил Сергей Сихарулидзе. – Мы ежегодно пару раз встречаемся с разными коммерческими организациями в поиске решения, но пока никто не предложил здравых идей».
Но есть еще одна, куда более важная, проблема – в результате прекращения работ по содержанию могут образоваться так называемые депрессионные воронки, и близлежащие к подземным конструкциям дома и дороги могут провалиться. «Мы можем компонировать бетоном все станции и тоннели и забыть про это навсегда, – предположил Сергей Сихарулидзе. – Но прекращение строительства, учитывая наличие пройденных многочисленных горных выработок в центре города, не только экономически ущербно, но и опасно возможными аварийными ситуациями».
«В настоящее время имеется несколько особо опасных объектов: станция «Торговый центр», перегонные тоннели, в том числе ТПМК «Ловат», находящийся в простое с 2010 года на глубине 32,9 метров под проспектом Ленина», – добавили представители «Челябметротрансстрой». На вопрос же депутатов, не обвалится ли «Торговый центр», обнадежили ответом «Пока нет».
Знатоки челябинской истории убеждены, что сейчас метро находится в двояком положении. «Челябинская область располагается на стыке Урала и Зауралья, у нас здесь очень мощные горные породы палеозойского периода, самые прочные, – рассказал собственный эксперт сайта. – Где бы мы ни находились в Челябинске, под нами как минимум 19 километров гранита. Поэтому в войну было решено перебрасывать сюда крупные заводы, чтобы при бомбежке не так трясло. И в советское время было принято решение, что метро в Челябинске должно появиться не только для ликвидации транспортных проблем. Это скорее легенда. На самом деле преследовались стратегические задачи: метро в нашем мегапромышленном городе должно было на случай войны, в том числе ядерной, укрыть государственные архивы. И челябинские граниты подходили для этого как нельзя лучше. А когда к власти пришли коммерсанты, появились другие цели. Если теперь основная задача метро – осуществлять транспортный и людской поток, то, конечно, оно нам не нужно. Затраты на него никогда не окупятся. Гораздо выгоднее и эффективнее строить вертикальные воздушные линии сообщения – монорельсы, как в Японии. Кстати, при бывшем губернаторе часть таких проектов реализовывалась, например, появились многоуровневые мосты возле цирка, на вокзале. А можно строить и 7, 8-уровневые мосты, как в Токио. Тем более в Сочи уже были опробованы скоростные ж/д-передвижения, и Челябинск мог бы стать уникальным городом, который вынес бы метро наверх. Это в 50–100 раз дешевле».
С другой стороны, есть факты и в пользу метро. «Это, бесспорно, статусный объект, – продолжает спикер. – Культурный, исторический, это рабочие места, коммуникации. А говорить о консервации глупо. В любом случае когда что-то передается от одного губернатора к другому, это нужно развивать. Другой вопрос, может быть, другими темпами, другими деньгами, может, сейчас нужнее дороги финансировать, здравоохранение. И если челябинское метро и сегодня – стратегический проект, в его строительстве должно участвовать государство».
В одном специалисты единодушны: практики, когда строительство метро прекращается на полпути, в мире нет. «Нужно дождаться лучших времен, когда будут федеральные деньги, а пока поддерживать метро в безопасном состоянии», – предположил Сергей Сихарулидзе.
«Понятно, что ситуация непонятная, – резюмировал Юрий Карликанов. – Решения пока нет».
Сайт DomChel.ru будет следить за развитием событий.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА