Мой дом «Гостей с юга» не пустят на стройку

«Гостей с юга» не пустят на стройку

«Джамшутам» на стройке больше не место. Врио губернатора Борис Дубровский потребовал ограничить квоты для иностранных граждан, а вместо них трудоустраивать южноуральцев. Но все ли мигранты безнадежны и много ли россиян жаждут заняться строительным делом, выяснял сайт DomChel.ru.

На совещании с главами муниципалитетов 12 февраля Борис Дубровский потребовал сократить квоты на использование иностранной рабочей силы. «Почему мы не можем обойтись без нее? Почему мы не можем обеспечить предприятия собственными ресурсами, если у нас зарегистрировано 26 тысяч безработных!» – обратился чиновник к начальнику ГУ по труду и занятости области Владиславу Смирнову и привел пример Курганской области, где квота на привлечение иностранцев – наименьшая в УрФО.

В 2014 году квота иностранной рабсилы на Южном Урале составляет 10 тысяч человек.

Негативную реакцию у Бориса Дубровского вызвала и ситуация, когда предприятия области не спешат трудоустраивать российских граждан, предпочитая привозить иностранцев. «Я считаю, что область сбалансирована по кадрам. Я не понимаю этой практики, когда мы имеем безработных, платим им пособия, но при этом везем работников из-за рубежа. Такая практика порочна. Элементарный протекционизм должен лежать в основе нашей работы, особенно в условиях ВТО и сокращения персонала на ряде предприятий Челябинской области», – резюмировал врио губернатора.

Не секрет, однако, что основная иностранная рабсила в регионе сосредоточена даже не на предприятиях, а на стройках. А здесь, по словам участников рынка недвижимости, действуют другие правила. И там, где «джамшуту» хорошо, русскому не всегда смерть.

«Нельзя рассуждать на стройке как на заводе, – делится мнением местный строитель Иван Горбунов. – На челябинских стройках сегодня трудятся как иностранные граждане, к слову, на наших стройках осели все выходцы из ближнего зарубежья и стран СНГ, так и местные жители. Работа находится всем, просто россиянам доверяют более сложные, ответственные процессы – монтаж, закладку фундамента, бетонирование, а иностранцы в основном занимаются отделкой». Если разделить работников на стройке по национальному признаку, то, по словам собеседника, отделочными работами чаще занимаются таджики и узбеки, а вот армянам доверяют так называемую «горизонтальную отделку», которая начинается после закладки фундамента. Кстати, сейчас на челябинских стройках можно встретить не только таджиков и узбеков, но и северных корейцев и вьетнамцев.

«Соотношение рабочих на сегодняшний день таково: 65% россиян к 35% мигрантов, – добавляет Иван. – Но стоимость работ измеряется не национальной принадлежностью, а их сложностью. Поэтому русские рабочие получают зарплату раза в три больше, то есть в разгар сезона у монтажников и бетонщиков зарплата выходит примерно в 50 тысяч рублей ежемесячно. А мигранты, занимающиеся отделкой, получают порядка 10 тысяч рублей в месяц».

По словам Ивана, русские редко соглашаются на низкую зарплату отделочников. «Иногда из принципа не хотят, вроде как я тут на своей земле, почему я должен получать столько же, как мигрант, – говорит собеседник. – А у тех запросы скромнее. И если к подрядчику придут, скажем, узбек, согласный работать за эти деньги, и русский, который попросит больше, конечно, он выберет первого». Правда, строитель оговаривается, что «нормального, непьющего русского мужика» возьмут на более высокую, чем отделочник, должность – учеником монтажника, подсобником или разнорабочим. А если пришедший заработать на стройке еще и в прошлом заводчанин, то цены ему нет. «Можно, конечно, закончить специальные учебные заведения, – добавляет эксперт. – Но чаще прямо на стройплощадке можно всему научиться. Важна активная позиция. А зарплаты за сложные виды работ на стройке хорошие, сравнимые с популярными сегодня у молодых людей престижными профессиями. Что касается отделочников, то смысла увеличивать им оплату труда нет. Не надо забывать, что стройка – сезонная работа. Да и компания не всегда может обеспечить своих сотрудников занятостью. Закончили строители один объект, не факт, что подвернется другой. Или не выиграла компания тендер, тогда и рабочие ни с чем. Отсюда и текучка кадров в отрасли».

Две трети миллиарда рублей в год уходит из челябинского бизнеса в семьи более чем 6 тыс. человек, приехавших в Россию из Китая, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Армении и других стран. Сегодня это та рабочая сила, которая возводит в Челябинске и области крупнейшие промышленные и коммерческие объекты недвижимости, жилые дома и другие здания.

И не только мигранты, но и россияне в связи с этим научились приспосабливаться и зарабатывать на стройке временно. «Мигранты часто приезжают из своих стран на сезон, а потом уезжают, да и русские мужики то там подработают, то тут», – резюмировал Иван.

Другие застройщики отмечают, что разница между иностранными и российскими рабочими все-таки есть, и не только в оплате труда. «Сегодня на стройках трудятся в основном таджики и узбеки, – отметил директор СК «Доступное жилье» Андрей Яцун. – Раньше, буквально до 2010 года, наша компания приглашала еще китайцев, но сейчас у них экономика на подъеме, и у себя они зарабатывают больше, чем в России, поэтому к нам не едут. Прибывающие сейчас на стройку граждане СНГ – это, конечно, не совсем квалифицированные специалисты, но зато работают подолгу и не пьют. Российским работягам этого не хватает, они менее дисциплинированные, часто подводят».

И зарплата, по словам застройщика, тут ни при чем. «Все зарабатывают одинаково, – говорит Андрей Яцун. – В среднем отделочники получают от 20 до 25 тысяч рублей ежемесячно, разнорабочие – от 17 до 22 тысяч рублей, монтажники – 30-40 тысяч рублей, а узкие специалисты, например электрики, – больше 50 тысяч рублей. Но мы не раз сталкивались с тем, что русские люди получают зарплату и исчезают, хотя мы пытаемся искать кадры, бывало, даже по деревням выезжали, искали желающих заработать, а они после сезонных работ возвращаются к себе, потому что больше не хотят ездить на стройку. Я связываю это с отсутствием трудового воспитания».

Эксперты признают, что полностью избавиться от иностранцев на рынке труда области в этом году вряд ли удастся. Ведь кроме легального рынка есть еще и теневой. В лучшем случае объемы серого рынка труда такие же, как и объемы легального, а в худшем лишь каждый третий иностранный рабочий трудится на стройке законно. По словам самих строителей, типичная картина для Челябинска – пять официально трудоустроенных, хотя работают на самом деле человек сто, и это в равной степени касается и коренных южноуральцев.

«Существует большой дефицит специалистов узкого профиля, – рассказал ранее сайту гендиректор СРО «ССК Урала и Сибири» Юрий Десятков. – Из-за отсутствия своих кадров застройщикам приходится привлекать граждан ближнего зарубежья. Раньше были популярны корейцы, которые умеют работать на стройке, потом – узбеки. А теперь, после окончания дорожной революции, на строительство пришли армяне, таджики».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
129
ТОП 5
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Рекомендуем
Объявления