Каждый регион России будет обязан составлять антирейтинг управляющих компаний. Такое поручение дал Минстрой РФ руководителям региональных Госжилинспекций. По мнению политиков, нововведение станет подготовительным этапом на пути к лицензированию УК.
Первый шаг к лицензии
Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень поручил руководителям инспекций госжилнадзора составить рейтинги управляющих компаний. Отдельно будут выделены организации, к которым у жителей накопилось много претензий. Рейтинг, по мнению чиновника, станет первым шагом к введению обязательного лицензирования.
«Это не преждевременное начало лицензирования и не попытки перекрыть доступ к получению лицензий тем или иным управляющим компаниям, – пояснил Михаил Мень. – Это необходимо с целью своевременного предупреждения недобросовестных компаний о наличии серьезных проблем и предоставлении им времени на устранение имеющихся нарушений. Крайне важно, чтобы к моменту вступления в силу закона о лицензировании такие УК подготовились и сняли существующие к ним вопросы как со стороны жильцов, так со стороны органов жилищного надзора». Глава министерства также отметил, что на данный момент около 85% всех проверок управляющих компаний со стороны надзорных органов проводятся на основании заявлений граждан.
Жильцы забраковали
В Челябинске уже опробовали антирейтинги как метод влияния на коммунальщиков. Так, в 2013 году в городе был составлен свой черный список недобросовестных компаний, на которые пожаловалось больше всего жильцов. Создавался список в рамках проекта «Коммунальный инспектор», заработавшего в регионе. Тогда лидерами антирейтинга стала УК «Созвездие», на чью долю пришлось 17% всех нареканий челябинцев. На балансе компании находится 16 домов в Советском районе, еще несколько десятков числятся на «непосредственном управлении» у ресурсоснабжающих организаций. На втором месте – ООО «РЖЗ Металлургического района» (14% жалоб). На третьей строчке расположился ООО «ДЕЗ Калининского района» (13% обращений). Далее в списке – ООО «Доверие», ООО «Жилкомсервис», ООО УК «Ремжилзаказчик», ОАО «МЖКО», ООО «ПЖРЭО Курчатовского района», ООО УК «Ленинского района» и ООО УК «Микрорайон Западный», «Микрорайон 33а», «Тополиная аллея». Куратор проекта Анатолий Вершинин рассказал, что в основу антирейтинга легло исключительно количество жалоб на ту или иную УК, поступивших коммунальному омбудсмену. К слову, их за время составления черного списка набралось порядка трех тысяч. Это, впрочем, стало поводом для противников такого подхода, которые уличили авторов списка в необъективности. Очевидно, что к компании, в чьем ведении несколько десятков домов, будет больше претензий, чем к управляющим тремя домами. Немаловажно и состояние жилфонда, которыми управляют разные УК.
Однако коммунальный омбудсмен уверен, что антирейтинг в целом отражает существующую ситуацию. Хотя в подготовке нового антирейтинга, который общественники планируют представить на обозрение в июне, они пообещали использовать и другие критерии оценки, в том числе анализ открытости управляющих компаний, доступности информации, их отчетности. Но поскольку, по признанию Анатолия Вершинина, у него нет полномочий для проведения проверок, то ключевыми рычагами оценки вновь станут мнение населения и заполняемость сайтов компаний, а также упоминания о них в СМИ.
Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ может быть принят уже в мае текущего года. При этом сама процедура станет обязательной с 1 сентября 2014 года, а 1 мая 2015 в России не должно остаться нелицензированных управляющих компаний.
ГЖИ: «У нас свой антирейтинг»
В Челябинском отделе управления Госжилинспекции Минстроя области рассказали, что знают про грехи местных УК и давно ведут свой непубличный антирейтинг. «Единственную реальную картину по состоянию дел в УК могут дать только документы, а жалоб сколько угодно понаписать можно, – говорит начальник челябинского отдела ГЖИ Николай Гашков. – Наши рычаги влияния – это проверки, как по факту обращений, так и плановые, расписание которых мы загодя согласовываем с прокуратурой».
Юристы уверены, что составление рейтингов УК в российском Минстрое намеренно поручают Госжилинспекции, как наиболее близкому к проблеме органу, и справедливо полагают, что при выборе критериев анализа нужно использовать те, которые можно «пощупать». Например, экономические, как то соотношение объемов средств, направляемых на содержание и текущий ремонт, техническое обслуживание, задолженность УК перед поставщиками и даже долги потребителей перед УК.
В свою очередь в проверке экономической составляющей деятельности УК инспекторы надеются на помощь других структур. «Бесспорно, понадобится координация действий, как с органами местного самоуправления, так и с правоохранителями, – добавляет Николай Гашков. – Относительно же действенности антирейтинга как метода борьбы с безответственностью управляющих компаний мы не питаем иллюзий. Мы хорошо знаем проблемы в управляющих компаниях Челябинска, и у нас есть свой внутренний антирейтинг, который складывается из множества факторов. Но его афиширование не является самоцелью. Однако если поставят задачу его оформления, будем над ним работать».