Банки и кафе известных сетевых операторов являются самыми привлекательными арендаторами для помещений формата стрит-ритейл. Им отдали предпочтение большинство опрошенных – 65% и 52% соответственно. Такие данные показал недавний опрос московской компании Praedium. Однако в Челябинске ситуация все же отличается от столичной. Кому рады собственники помещений, разбирался сайт DomChel.ru.
Стрит-ритейл – один из самых удобных и популярных форматов коммерческой недвижимости. Он подходит практически для любого бизнеса – это всевозможные магазины и аптеки, рестораны и кафе, туристические фирмы, салоны красоты и многое другое. Собственники таких помещений ожидают от арендаторов безусловного соблюдения условий договора и аренды помещения на длительный срок с регулярной индексацией. По всем этим пунктам, по результатам опроса компании Praedium, идеально подходят банки. Также по итогам московского опроса 34% арендодателей с радостью готовы предоставить свое помещение под магазины непродовольственных товаров. Это может быть одежда и обувь, в том числе товары премиум-класса, ювелирный бутик и тому подобное.
Такая картина во многом свойственна и для Челябинска. Именно с банками охотно готовы сотрудничать большинство арендодателей Южного Урала. «Банки, как правило, открывают свои отделения надолго. Там проводятся технические работы по установке специального оборудования: кассовых кабин, банкоматов, бронестекол и так далее, – говорит директор челябинской компании E.R.A. Сергей Еремеев. – В открытие банка вкладываются большие инвестиции, и для многих собственников помещений формата стрит-ритейл это является гарантом того, что арендатор будет соблюдать все правила договора, стабильно платить и главное – сотрудничать с ним продолжительное время. Где взять деньги, как не у банка?»
Это мнение разделяет и руководитель компании «ХочуДом.ру» Марат Хуснуллин, а также добавляет, что сетевым операторам питания челябинские собственники тоже рады. «Думаю, что собственники коммерческой недвижимости с удовольствием предоставят в аренду свои квадратные метры раскрученным франчайзинговым сетям фаст-фуда, кофеен или другой сети федерального масштаба. Неплохим может быть сотрудничество с аналогичными сетями местного уровня», – говорит собеседник.
А вот в востребованности ресторанов более высокого класса как привлекательных арендаторов Сергей Еремеев сомневается. И это несмотря на то, что им отдали предпочтение 39% опрошенных компанией Praedium собственников коммерческой недвижимости. «Ресторан может иметь привлекательный фасад и дорогую отделку, что тоже можно назвать инвестициями, но при этом у ресторана, как у любого общепита, есть свои требования для размещения. Не думаю, что арендодателям захочется кардинально менять вид своего помещения», – уверен Сергей Еремеев.
В число аутсайдеров рейтинга самых желанных арендаторов в стрит-ритейле вошли магазины шаговой доступности, предлагающие продовольственные товары. Им рады всего 7% арендодателей. Большинство из них считает, что после окончания срока аренды такое помещение обычно требует серьезного ремонта, а иногда и дератизации. Но Марат Хуснуллин уверен в обратном: «Продуктовые магазины шаговой доступности в Челябинске я бы поставил на второе место после банков по востребованности у собственников помещений формата стрит-ритейл. Потому что такие компании чаще всего стабильно работают, а значит, снимают помещение надолго и оплачивают аренду в срок».
В середине рейтинга – арендаторы, которые предоставляют различные сферы услуг. Например, турагентства, частные поликлиники и стоматологические кабинеты. Им отдают предпочтение 18% опрошенных. Отдельно собственники выделяют салоны красоты: с ними готовы сотрудничать 11% арендодателей.
Главное, что влияет на популярность помещений стрит-ритейла, – это их расположение. Как правило, они находятся в деловом центре города и выходят на оживленные улицы. В Челябинске один из таких участков – проспект Ленина, условно от улицы Энгельса до улицы Свободы. Но даже в таком оживленном и выгодном для предпринимателей месте часто один арендатор сменяет другого.
«Причина чрезмерной ротации арендаторов на некоторых участках проста – неопытность предпринимателей, – считает Марат Хуснуллин. – Они арендуют помещение без опыта торговли, менеджмента и маркетинга, делая ставку лишь на месторасположение помещения, его популярность. Но, не рассчитав все риски, они не в состоянии содержать эти квадратные метры или получать желаемый доход». В этом же уверен и Сергей Еремеев: «Несмотря на привлекательное расположение стрит-ритейла, некоторые арендаторы берут непрофильные для себя помещения. Уже в ходе работы они выясняют, что, например, нет подходящей для них парковки или помещение не соответствует формату заведения. Единственный выход для них – искать другое место для аренды».
Фото: Фото Евгения Емельдинова