В январе этого года жильцы одной из пятиэтажек в Ленинском районе получили квитанции с повышенной платой за ремонт и обслуживание дома. Расходы внезапно выросли на треть. Управляющая компания заявила, что такое решение собственники приняли сами на общем собрании. Но сами жильцы говорят, что никакого собрания в их доме не проводилось. Что делать в такой ситуации? Все подробности этой истории выяснял наш сайт.
«На днях я получила квитанцию за коммуналку и была удивлена, что стоимость услуг за ремонт и обслуживание дома увеличилась, – говорит жительница дома по улице Масленникова, 8 Ирина. – Вместо привычного тарифа 12,33 рубля за квадратный метр, который действует для всех многоквартирных домов Челябинска, в квитке была прописана другая сумма – 16,11 рубля».
Прежде чем обращаться к коммунальщикам, женщина решила узнать: возможно, этот тариф увеличился для всех челябинских многоквартирных домов. Но выяснилось, что это не так. В управляющей компании Ирине объяснили, что такое повышение законно, ведь решение об увеличении тарифа было принято на общем собрании жильцов. Женщина возразила, что ни в каком собрании она участия не принимала и свое согласие на увеличение тарифа не давала.
«На встречу явилось только три жителя этого дома. Из-за низкой явки приняли решение провести заочное голосование. По его результатам и подняли плату. Все это зафиксировано в протоколе собрания», – объяснили жильцам в ООО «Коммунальный сервис – 1».
Согласно статье 45 ЖК РФ, общее собрание собственников в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Оно правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники или их представители, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума должно быть проведено повторное собрание жильцов. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание, обязан сообщить другим жильцам о его проведении не позднее чем за 10 дней до даты проведения.
Ирина попыталась узнать у соседей о проведенном собрании. Оказалось, что встреча собственников действительно была. «Но при обсуждении тарифа представители УК говорили о повышении на 4% от действующего тарифа, а не на 4 рубля. Получается, что сумма меняется значительно, она стала больше на 30%. Со всего дома сумма ежемесячно выходит внушительная. У нас проживает много пожилых людей, и такое повышение просто возмутительно», – отмечает собеседница.
Мы обратились за разъяснениями в управляющую компанию. Директор ООО «Коммунальный сервис – 1» Наталья Салимова не отрицает, что с января текущего года тариф за обслуживание и ремонт дома был увеличен с 12,33 до 16,11 рубля. Кроме того, она подчеркнула, что тариф увеличился только для собственников квартир. Для владельцев муниципального жилья сумма в квитанциях осталась прежней.
«Перед тем как поднять плату, мы приглашали жильцов на общее собрание. Информация о встрече с вопросами повестки дня была размещена на подъездах домов. Собрать кворум нам не удалось, поэтому мы провели заочное голосование. Жильцам раздавались бюллетени, затем был подсчет голосов. За повышение тарифа проголосовали более 51% собственников. На основании этого был составлен протокол и решение собрания. Затем каждому мы передавали договор, где прописаны виды ремонтных работ по дому, которые рассчитаны на три года», – комментирует ситуацию Наталья Салимова.
По словам собеседницы, дополнительные расходы по ремонту многоквартирных домов и стали причиной повышения платы. Глава управляющей компании добавляет: «Стоимость стройматериалов выросла. Нам не хватит тех средств, которые мы получаем от жильцов. Повышения платы не было четыре года, так что сейчас это вынужденная мера».
По жилищному законодательству (ст. 45 ЖК РФ) в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, а также адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания.
Между тем юристы уверены, что можно оспорить результаты собрания собственников жилья. «Протоколы нередко бывают фиктивными, и доказать это реально, – говорит директор службы юридической помощи «Центр защиты прав» Алексей Мотылев. – Собственники вправе потребовать от УК протокол собрания со всеми бюллетенями. Если будут найдены нарушения, жильцы могут обратиться в прокуратуру. Если она подтвердит этот факт, то можно обращаться в суд. На моей практике были похожие ситуации, и суд обжаловал решение в таких протоколах собрания».
«Управляющая компания для проведения заочного голосования должна предоставить всем жильцам специальные бюллетени, – продолжает эксперт. – Сделать это можно несколькими способами: вручить лично в руки, отправить письмом или оставить в почтовом ящике. В документе должны содержаться сведения о проведении заочного голосования, повестка дня, форма для голосования. Бюллетени должны быть именными для каждого владельца квартиры».
Представитель челябинской общественной организации «Новатор» Аркадий Зуев утверждает, что управляющая компания не может быть организатором собрания жильцов: «Такие организации всего лишь исполнители тех решений, которые принимают жильцы. Перед тем как проводить голосование заочно, уведомить о нем жителей необходимо минимум за 10 дней. Однако сложно доказать факт того, что информация об этом была. Часто такие объявления с дверей подъезда срывают сами же жильцы. Поэтому не всегда все собственники в курсе принятия каких-то важных решений по их дому».
Жители дома по улице Масленникова с недоверием относятся к протоколу собрания и считают увеличение платы по тарифу необоснованным. Однако в ООО «Коммунальный сервис – 1» готовы ответить на все вопросы и развеять все сомнения челябинцев. «Протокол собрания по данному вопросу и все бюллетени находятся в нашем офисе. Если в этом есть необходимость, мы можем предъявить их жителям дома», – говорит Наталья Салимова. О том, как сложился разговор жильцов и управляющей компании, смотрите в репортаже 74.ru.
Фото: Видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Марии РОМАНОВОЙ