В кризис нежилые помещения на первых этажах домов, где обычно размещаются аптеки, магазины продуктов и салоны красоты, подешевели в среднем на 15%. Такие данные озвучивают столичные эксперты. Но, по мнению челябинских игроков рынка, в столице Южного Урала этот показатель составляет от 20 до 50%.
Стрит-ритейл – один из популярных форматов коммерческой недвижимости. Это всевозможные магазины и аптеки, рестораны и кафе, туристические фирмы, салоны красоты и другие компании, которые располагаются на первых этажах жилых домов. Московские эксперты уверены, что такие площади меньше всего пострадали в кризис. На них по-прежнему есть спрос, и они остаются наиболее популярным приобретением для инвесторов. Кроме того, владельцы таких объектов охотно готовы снизить арендную ставку для постоянного арендатора.
Подобная тенденция отмечается и в Челябинске. «Цена коммерческой площади напрямую зависит от арендной ставки, – говорит руководитель департамента коммерческой недвижимости АН «Компаньон» Максим Фридман. – Снижается стоимость аренды, падает и цена самого объекта. Сейчас в городе отмечается падение ставок примерно на 15–20%».
Объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость в первом квартале 2015 года сократился до 650 миллионов евро. Относительно аналогичного периода прошлого года доля инвестиций уменьшилась на 44%. Об этом говорится в сообщении компании CBRE. Инвесторы предпочитают офисный сегмент, на долю которого пришлось 594 миллиона евро, или более 90% всего объема инвестиций. В торговой недвижимости ситуация остается более сложной. Одной из причин этого можно назвать снижение доходов населения, указано в релизе.
Многие арендаторы спешно покидают площади. Собеседник отмечает, что больше всего в кризис пострадали имиджевые магазины, которые располагались на центральных улицах города, в частности, на проспекте Ленина. «По городу можно наблюдать рекламные растяжки о том, что магазин переехал, что помещения сдаются, – продолжает эксперт. – Часть арендаторов вынуждена переезжать из просторных помещений в небольшие. Например, если раньше коммерсант арендовал помещение площадью 500 квадратных метров, сейчас он готов рассмотреть варианты площадью 300 или даже 200 квадратов.
Руководитель «IBC-Недвижимость» Станислав Ахмедзянов также утверждает, что в стрит-ритейле с начала года увеличилось количество пустующих площадей: «Некоторые банки закрыли свои филиалы, которые располагались на первых этажах жилых зданий. Хуже всего обстоят дела у арендаторов, которые реализуют иностранные товары, они покидают занимаемые ранее площади. Арендодатели пытаются удержать их, предлагая дисконт или стараются продлить договор хотя бы на тот срок, пока не найдут новых арендаторов». В более выгодном положении, по словам спикера, находятся магазины продуктов питания и медицинские компании. На аренду таких помещений спрос остается стабильным.
Однако далеко не все владельцы коммерческих помещений понимают, что ситуация в кризисные времена изменилась, и сейчас необходимо идти на уступки арендаторам. «Арендная ставка на стрит-ритейл в Челябинске сегодня снизилась на 20–50%, – говорит Станислав Ахмедзянов. – При этом возможны дальнейшие корректировки вниз. Важно, чтобы пустующее помещение не было убыточным. Хотя некоторые собственники готовы гордо терпеть убытки, оплачивая коммунальные платежи и прочие расходы самостоятельно, но ставку держат на прежнем уровне».
Арендодатели торговых и офисных комплексов в Челябинске оказались более сговорчивыми. Особенно это касается крупных и вновь введенных в эксплуатацию центров. «В крупных ТЦ есть практика, когда собственники вместо арендной ставки готовы принимать процент от оборота компании, – продолжает Станислав Ахмедзянов. – Большие площади в офисных центрах сейчас также теряют своего потребителя. Гораздо большей популярностью у компаний пользуются маленькие офисные помещения».
По мнению директора по развитию РК «Служба недвижимости» Дениса Стукалова, количество предложений на рынке стрит-ритейла сегодня действительно заметно увеличилось: «Этикетные цены, которые собственники указывают в объявлениях, стали ниже в среднем на 10%. Но покупатели сейчас ждут более внушительных скидок. Например, снижения стоимости объекта до 50%. Но есть коммерческие площади, которые не показывают снижения цен. Это помещения, которые расположены на первой линии от транспортных магистралей, на основных перекрестках или по гостевому маршруту города. Как правило, они имеют собственную парковку и дополнительную входную группу». Несмотря на такое положение дел, эксперты сходятся во мнении, что потенциальный арендатор или покупатель сегодня находится в выигрышном положении. Ведь есть возможность приобрести или арендовать объект в хорошем месте, с достойными характеристиками и за приятную цену.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com