С 2016 года южноуральцы смогут получить компенсацию от коммунальщиков за некачественно оказанные услуги. Такие поправки в Жилищный кодекс вступают в силу уже в этом месяце. Примечательно, что эти средства пойдут не в городской бюджет, а в карманы самих жильцов. Размер компенсации и список нарушений, за которые можно будет просить деньги, выяснял сайт DomChel.ru.
В июне 2015 года Госдума РФ приняла ряд поправок в жилищное законодательство. Одна из них предусматривает, что граждане смогут получать от управляющих компаний компенсацию за услуги, которые оказываются некачественно или не в полном объеме. Например, если тепло, свет или газ в квартиры поступают с перебоями. Отвечать рублем компаниям перед собственниками придется и за завышенные суммы в квитанциях. С 28 декабря 2015 года соответствующие поправки в Жилищный кодекс вступают в силу.
Размер штрафа по закону составит 30 процентов от стоимости услуги за период ее некачественного предоставления. За намеренное завышение управляющими организациями платы в квитанциях пострадавшие жильцы получат половину от несправедливо начисленной суммы. Компенсации от УК будут учитываться при выставлении квитанций в следующем месяце.
Чиновников структур ЖКХ также обяжут принимать обращения граждан и отвечать на них онлайн. С предложением создать подобную интернет-приемную на базе ГИС ЖКХ выступила первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.
«Такие меры наряду с проведенным не так давно лицензированием управляющих компаний должны не только увеличить здоровую конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг, но и вывести сферу ЖКХ на новый уровень, обеспечив ей качественные изменения и новые стандарты оказания услуг», – прокомментировал нововведение «Российской газете» замминистра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис.
Правда, ошибки или бездействие своей управляющей компании южноуральцам еще придется доказать. Ведь административное наказание назначает суд, которому будет недостаточно обращений от собственников. Чтобы получить результат, жителям необходимо самостоятельно зафиксировать факт нарушения.
К примеру, когда компании «забывают» убирать подъезд, вывозить мусор, сбивать сосульки, отключают воду или тепло без объективных причин, нужно привлечь соседей в качестве свидетелей и совместно составить обращение в Госжилинспекцию. Ведомство выяснит, по чьей вине произошло нарушений – жилищников или ресурсников. Только потом ГЖИ направляет соответствующие документы в суд.
Сами коммунальщики не видят кардинальных перемен из-за введения новых поправок в жилищное законодательство. Ведь компенсацию на руки жильцы не получат – штраф вычтут из суммы квитанции за следующий месяц. «За неоказанные услуги компания и так делает перерасчет собственникам добровольно, без судов, на основании составленных актов, – рассказала нашему сайту пресс-секретарь ООО УК «Ремжилзаказчик» Ольга Солодянкина. – Нет ни одной организации, которая намеренно станет перекрывать людям воду, газ или не давать электричество. Это просто бессмысленно, так как потери будет нести сама управляющая компания».
Согласно поправкам в ст.157 ЖК РФ, в случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электроэнергии и других ресурсов, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата штрафа не осуществляется до устранения неполадок. Отсутствие такой технической возможности определяется решением Госжилинспекции на основании обращения ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, по мнению собеседницы, есть обстоятельства, когда отключения происходят не по вине УК: «Компания отвечает только за внутридомовые сети, их подготовка к зиме проходит ежегодно в установленный период. Нередко аварии происходят на подводящих к дому сетях, за которые отвечает ресурсоснабжающая организация. Бывают аварии и на бесхозных сетях, которые никому не принадлежат. Сейчас идет процесс по передаче их муниципалитету, этот процесс довольно длительный. Но чаще всего в подобных проблемах собственники винят именно управляющую компанию».
В качестве примера коммунальщики приводят и случаи, когда протечки и прочие аварии происходят в квартирах, где никто не проживает. Получить доступ в помещения без согласия собственников в УК не могут, их приходится разыскивать через средства массовой информации и полицию. На это уходит время, в течение которого подъезд, а иногда и весь дом вынужден жить без воды. Однако полагается ли выплата компенсации жильцам в подобных случаях – в законе не сказано.
«Действительно, управляющие организации и раньше делали перерасчет за неоказанные услуги, – поясняет руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Челябинской области Анатолий Вершинин. – Возврат средств по решению суда не производится на счет конкретного собственника и в руки не выдается. Пострадавший в следующий месяц вносит меньшую сумму с учетом перерасчета, это и считается компенсацией. Просто теперь такая норма прописана законодательно. Новые поправки касаются и жилищного надзора, ГЖИ получила расширенные полномочия. Теперь ведомство разбирается в ситуациях с поддельными протоколами общего собрания жильцов. А также по факту обращений, касающихся качества ЖКУ».
Кстати, поправки в Жилищный кодекс ужесточают ответственность не только жилищно-коммунальных компаний перед жильцами, но и самих собственников жилья. Так, с 2016 года ужесточаются штрафы для неплательщиков. По новым правилам южноуральцы смогут погасить долг без пени в течение 30 дней. До 90-го дня пеня будет начисляться в размере 1/300 ставки, с 91-го дня – 1/130 ставки.
При этом для Южного Урала ситуация с коммунальной задолженностью остается наиболее острой. По данным компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», задолженность населения за услуги ЖКХ в УрФО за последний год выросла на 27% до 35,1 млрд рублей, по итогам 2015 года рост может превысить 30–35%.
Согласно опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), большинство жителей России (84%) удовлетворены качеством коммунальных услуг в своих домах. Из них две трети (62%) ставят оценки «хорошо» и «отлично». Проблемы, с которыми сталкиваются россияне в быту, чаще всего связаны со снабжением водой (15%), либо с отоплением (10%). Качество жилищных услуг большинство респондентов также оценивает положительно (60%). Однако 35% опрошенных ставят оценки «плохо» и «очень плохо». Наибольшее недовольство вызывают работы по ремонту жилья. Опрос проводился в августе 2015 года, участие в нем приняли 600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com