Саморегулирование в строительстве могут отменить. С таким предложением выступил глава российского Минстроя РФ Михаил Мень. Вместо этого игроков строительного рынка предлагают вернуть к системе лицензирования, которая уже работала в стране несколько лет назад.
Процесс реформирования строительной отрасли начался еще в 2004 году, после принятия новых Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. С того момента несколько лет велись жаркие споры о том, нужны ли строителям саморегулируемые организации (СРО). В 2009 году все же было принято окончательное решение – членство в СРО стало обязательным условием для работы на строительном рынке. Уже в первый год нововведения профсообществом было создано более 100 саморегулируемых организаций: 67 – в строительстве, 50 – в архитектурном проектировании и 6 – в инженерных изысканиях.
Сейчас СРО строителей есть в каждом регионе России и выдает свидетельства о допуске к работам. Однако за деятельностью самих СРО сегодня нет конкретного надзора. Поэтому довольно остро стоит проблема «серых» организаций. Любой желающий заниматься предпринимательской деятельностью, в частности, в строительстве, проектировании и изысканиях, обращается к тем СРО, где он быстрее может получить допуск на выполнение работ. Реже «серые» допуски используются для того, чтобы поучаствовать в каком-либо конкурсе.
В соответствии со ст. 3 ФЗ-№315 от 1 декабря 2007 года саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Эта проблема дискредитирует институт саморегулирования, уверены в Минстрое РФ. В связи с этим в ведомстве не исключают, что может быть поднят вопрос об отмене саморегулирования в этой сфере. «Ранее было лицензирование строительной деятельности. Потом мы пришли к саморегулированию, когда строительные компании, объединившись, сами себе выдают допуск на строительство. Сегодня явно саморегулирование в стройке не состоялось», – заявил глава Минстроя Михаил Мень в эфире телеканала «Россия 1».
Правда, речь не идет о том, что в ближайшее время все СРО страны будут закрыты. Сейчас разрабатывается лишь ряд инициатив. Они будут направлены на то, чтобы злоупотреблений со стороны саморегулируемых организаций стало меньше. «Один блок законов, который усилил влияние нацобъединений на саморегулируемые организации, уже принят, – отметил министр. – Если это не изменит ситуацию, мы будем обращаться к руководству страны, чтобы вернуть старую консервативную систему лицензирования».
В апреле прошлого года Минстрой России уже предлагал ужесточить контроль за саморегулируемыми организациями. Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс вносились на рассмотрение правительству. К примеру, предлагалось установить контроль за использованием компенсационного фонда – его совокупный размер сегодня превышает 70 млрд рублей. Конкретных шагов так и не последовало, поправки не были приняты.
«Считаю это предложение Минстроя правильным, – прокомментировал инициативу директор Альянса строителей Урала Станислав Садовников. – И чем быстрее оно реализуется, тем лучше, особенно сейчас, в условиях кризиса. Изначально создание СРО предполагало объединение пула генподрядчиков со всей России. Но затем в эти организации на обязательной основе были вынуждены вступать и мелкие подрядчики. Вступление в СРО должно быть добровольным. Компании оплачивают регулярные членские взносы. Эти деньги логичнее было бы направлять на подрядчика – его зарплату и покупку новой техники».
По данным сайта «Реестр СРО» сегодня в России насчитывается 276 СРО в области строительства. В Уральском федеральном округе их 13, из них два зарегистрированы в Челябинске. Самое большое число строительных СРО находится в Центральном федеральном округе, из них 99 саморегулируемых организаций действуют на территории Москвы.
Вместо саморегулирования необходимо появление лицензирования, уверен эксперт: «Опыт Китая в этой сфере может быть интересен. Там действует определенная система выдачи лицензии. Каждая ступень требует особого уровня материальной базы и других факторов. Так, при получении лицензии первого уровня компания получает возможность проводить строительные работы на сумму до 10 миллионов рублей в год, к примеру. Такую лицензию могли бы получить компании с небольшим капиталом, которые занимаются мелкими работами. Лицензию второго уровня выдают на строительство объектов на сумму до 100 миллионов рублей – это уже может быть многоквартирный дом, и так далее. Это было бы эффективнее саморегулирования».
По мнению гендиректора СРО «Союз строителей Южного Урала и Сибири» Юрия Десяткова, сегодня нет серьезных предпосылок для того, чтобы отменять саморегулирование в сфере строительства: «Основная задача саморегулируемой организации – разработать минимальные требования для допуска строительных компаний к возведению объектов, которые отвечали бы всем требованиям, в том числе безопасности. И затем следить за их выполнением всеми членами организации. Предполагаю, что глава Минстроя, говоря об инициативе, имел ввиду не уход СРО с рынка, а модернизацию ее работы, появление новых функций».
Собеседник также отметил, что в последнее время число компаний, которые являются членами СРО «Союз строителей Южного Урала и Сибири», значительно сократилось – с 975 до 770: «Это можно объяснить тем, что работы у строителей стало меньше. Например, промышленные объекты в регионе практически не строят, так же, как и бюджетные. Основная часть компаний – это застройщики, занимающиеся жилой застройкой. А они, как известно, сейчас приостановили темпы строительства, на рынке новостроек переизбыток объектов».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com