Владельцы торговых помещений в сегменте стрит-ритейла в Челябинске предлагают арендаторам дисконт до 50 процентов. Собственники объектов вынуждены идти на значительное снижение цены, ведь количество предложений от арендодателей сегодня заметно превышает спрос.
Стрит-ритейл считается одним из самых популярных форматов коммерческой недвижимости. Это всевозможные магазины и аптеки, рестораны и кафе, туристические фирмы, салоны красоты и другие компании, которые располагаются на первых этажах жилых домов. Однако столичные эксперты отмечают, что помещения этого сегмента теряют популярность, в связи с чем собственникам приходится в разы снижать арендную плату или предлагать коммерсантам различные бонусы.
По данным консалтинговой компании Welhome, на снижение интереса арендаторов к таким объектам в Москве влияет несколько факторов. Ограничения в развитие этого сегмента вносят новые законодательные инициативы властей города. Например, в 2015 году расширился список улиц с платной парковкой. Это нововведение снижает трафик потенциальных покупателей магазинов, расположенных на центральных проспектах и ориентированных на автомобильный поток. Также московские власти ввели сбор для уличных объектов торговли, который может отличаться в зависимости от вида деятельности предпринимателя и месторасположения магазина.
К февралю 2016 года в Челябинске насчитывается 182 торговых объекта, расположенных на первой линии. Средняя стоимость кв. м этих помещений составляет 65,7 тысяч рублей. На второй линии предлагается 63 объекта (56,6 тысяч рублей), на третьей линии – 21 объект (48,5 тысяч рублей). Такие данные предоставляет РК «Служба недвижимости».
Есть и экономические факторы, которые привели к снижению спроса на стрит-ритейл. В течение года освободилось большое количество помещений в результате массового отзыва лицензий у коммерческих банков, их филиалы были вынуждены закрыться. Повлиял на спад спроса на аренду торговых площадей и уход с рынка некоторых туристических операторов, которые также, как правило, арендуют офисы в сегменте стрит-ритейла. Закрылись из-за кризиса и некоторые заведения общепита, расположенные на первых этажах домов.
Но на фоне сниженного спроса число предложений от арендодателей стрит-ритейла только растет, говорит директор по развитию РК «Служба недвижимости» Денис Стукалов: «Это связано, в частности, с тем, что в новых домах застройщик отводит первые этажи под коммерческие площади. Например, новые объекты появились на северо-западе и в Ленинском районе. Но часть новостроек сейчас простаивает без жителей, так как ипотека доступна не всем горожанам, платежеспособный спрос снизился. Поэтому и арендаторы не спешат занимать торговые площади в таких домах».
Владельцам помещений ничего не остается, как идти навстречу покупателям или арендаторам и снижать аренду. Ранее челябинские эксперты отмечали, что плата за нежилые помещения на первых этажах домов подешевела в среднем на 15 процентов. Многие собственники тем не менее готовы были терпеть убытки, оплачивая коммунальные платежи и прочие расходы самостоятельно, но ставку держали на прежнем уровне. К февралю этого года ситуация изменилась. Теперь арендодатели при заключении сделки готовы максимально торговаться.
«В отдельных случаях дисконт может составлять половину от первоначально заявленной ставки аренды или цены продажи, – уверен руководитель агентства «Дом-Инвест» Лев Шпайзман. – Если владелец помещения не идет на уступки, коммерсантам приходится съезжать. Но найти нового арендатора, не предлагая скидки, сейчас непросто. Часто помещение простаивает несколько месяцев, а его собственник терпит убытки, оплачивая коммунальные услуги. Есть примеры, когда арендодатель сдавал помещение по ставке, которая равнялась плате за "коммуналку". Думаю, что владельцу объекта выгоднее договориться с нынешними арендаторами, чем искать других».
По мнению местных риелторов, ставка в сегменте стрит-ритейла в течение этого года может показать дальнейшее снижение. «Цена коммерческой площади напрямую зависит от арендной ставки. При ее снижении падает и цена самого помещения», – добавляет Денис Стукалов. Сегодня дороже всего покупателям обходятся торговые помещения, расположенные на первом этаже – 70,6 тысяч рублей за квадрат. Объекты на втором этаже предлагаются к продаже за 61,8 тысячу рублей за кв. м, в высоком цоколе – 49,5 тысяч рублей, в цоколе – 39,9 тысяч рублей.
Средняя стоимость кв. м стрит-ритейла по районам Челябинска
(по данным РК «Служба недвижимости» на февраль 2016 г.)
Как сообщает портал Retail.ru, 37% бизнесменов, арендующих помещения для открытия магазина, предпочитают формат street retail. На втором месте по востребованности оказались первые этажи в новостройках, на которые приходится порядка 30% спроса. Здесь в первую очередь открывают продуктовые супермаркеты, а также строительные и хозяйственные магазины. Еще 24% бизнесменов присматриваются к ТРЦ. Самые высокие арендные ставки здесь приходится платить тем, кто размещается рядом с продуктовым гипермаркетом, то есть якорным арендаторам, и в зонах эскалатора. И только 9% магазинов открываются в торговых галереях, входящих в состав деловых комплексов и гостиниц.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com