Челябинск может стать столицей саммита стран-участниц ШОС и БРИКС уже в 2020 году. В городе начинается большая подготовка к проведению этого мероприятия. О том, какие изменения ожидают город в ближайшие годы, рассказал замглавы города Челябинска по вопросам градостроительства Владимир Слободской.
Стройка к саммиту по-челябински
– Владимир Иванович, как вы считаете, что именно нужно изменить в городе для проведения в нем такого масштабного события, как саммит ШОС и БРИКС?
– В 2020 году мы действительно планируем проведение саммита. Облетная группа уже посмотрела наш город в конце прошлого года. И в ближайшее время снова посетит Челябинск, чтобы оценить, как идет подготовка к мероприятию. Работа уже началась, создано несколько групп, каждая из которых решает конкретные задачи. К примеру, ожидается реконструкция аэропорта, который считается объектом федерального значения. Также нужно решить вопрос с улично-дорожной сетью. Планируется закончить дорогу Труда–Меридиан, где нужно расширить пролет железнодорожного моста. Из-за отсутствия финансирования этот ремонт так и не был завершен. Предстоит также соединить транспортную сеть от Кирова, Братьев Кашириных через железнодорожные полотна с выходом на Тракторозаводский район, на улицу Артиллерийскую и Бажова. Это будет второй путепровод, который соединит город с аэропортом. Второй блок задач, которые нужно решить к 2020 году, – это строительство новых объектов к саммиту.
– Каких, например?
– Нам предстоит встретить и разместить в городе около шести тысяч гостей и участников мероприятия. Пока мы имеем гостиниц только на 2,5 тысячи мест категории от двух звезд и выше, поэтому принято решение построить порядка 20 новых гостиниц. Еще столько же объектов готового гостиничного фонда необходимо реконструировать.
– На каком этапе находится эта работа?
– Мы уже нашли застройщиков, заключили с ними договора о взаимодействии, определили площадки. Строительство нескольких объектов уже началось. Они будут готовы не к 2019 году, как планировалось, а на год-два раньше.
Например, уже началось возведение гостиницы по адресу Цвиллинга, 65. Комплекс апартаментов появится также на Университетской набережной, улице Молодогвардейцев, пересечении улиц Блюхера–Курчатова, Воровского–Тимирязева, недалеко от театра драмы имени Наума Орлова. Аналогичные объекты появятся на участках Свердловский проспект – ул. Братьев Кашириных, на берегу реки Миасс, а также на пересечении проспекта Ленина и Артиллерийской улицы, напротив комплекса «Бовид». Гостиничный комплекс планируется и на пересечении улиц Красной и Труда, где сейчас долгострой. В ближайшее время строительство здания продолжится.
– Какие еще изменения произойдут в облике города?
– Будет построен конгресс-холл на берегу реки Миасс, рядом с цирком, где есть незастроенный пустырь. Думаю, что это здание украсит наш город. Нужно привести в порядок и реку Миасс. По благоустройству набережной уже есть несколько предложений. Появится в западной части города, за микрорайоном №19, выставочный комплекс «Синегорье». Там же по планам начнется строительство оздоровительного комплекса с бассейном. Он будет возводиться с тем расчетом, чтобы затем можно было проводить там международные соревнования. Есть предложения от инвесторов по этим проектам. Сейчас они рассматривают земельные участки, проводят технико-экономическое обоснование.
Будет наведен порядок на гостевых маршрутах города. Уделим отдельное внимание рекламному пространству. Сегодня на улицах много рекламы, которая буквально захламила наш город. Мы были на совещании в Уфе, где коллеги делились с нами опытом по проведению мероприятия такого уровня, как ШОС и БРИКС. Город действительно преобразился при подготовке к саммиту. Там убрали многие нестационарные объекты – киоски, ларьки, – которые зачастую совсем не украшают городскую среду. Для улучшения архитектурного облика Челябинска также разработано техническое задание на проведение всероссийского конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию развития центральной части города. Для сохранения историко-культурного наследия города отреставрируем старинные дома.
– Новые здания к саммиту будут возводиться за счет бюджета или на средства инвесторов?
– Все эти объекты появятся за счет частных инвестиций, бюджетные средства здесь не участвуют. Исключение составят земельные участки, которые принадлежат муниципалитету. Там будет работать инвестпроект. Участки предоставляются застройщикам бесплатно под строительство конкретных проектов.
Челябинску готовят новый Генплан
– Поможет ли в изменении облика Челябинска Генплан, который планируется скорректировать?
– Практически все цели и задачи генплана города, который был утвержден в 2003 году, уже выполнены. Он разрабатывался до 2020 года. Но уже сейчас мы начинаем работу по его корректировке. Планируем, что к 2018 году новый генплан будет готов.
– Как новый Генплан учитывает подписанный в 2014 году проект агломерации «Большой Челябинск»?
– В рамках агломерации он больших изменений претерпевать не будет. Агломерация касается взаимодействия Челябинска с соседними районами: Копейским, Коркинским, Сосновским, Красноармейским и другими районами. Планируется повысить транспортную доступность между этими территориями и Челябинском. Намечено строительство крупных объектов, например логистических центров. Кстати, мы сейчас прорабатываем вопрос по обеспечению инженерными сетями комплекса «Икея», который будет строиться как раз за границей Челябинска, в Кременкульском направлении. Здесь принимает участие и Сосновский район, и Челябинск. Возможно, к 2020 году в городе появится и крупный торговый комплекс «Метро». Уже нашелся инвестор, который готов заняться возведением этого объекта по Свердловскому проспекту, за трамвайным депо.
– Нет опасений, что такой крупный объект будет простаивать без арендаторов? Ведь в городе непростая ситуация с коммерческой недвижимостью.
– Опасений таких нет. Инвесторы всегда серьезно просчитывают все риски и свои возможности. Поэтому, если они решились на такое строительство, значит, они видят в этом смысл. Кризисная ситуация, которая сложилась в стране, рано или поздно закончится. Спад пройдет, вновь начнется интенсивное развитие города. Такие торговые комплексы будут востребованы.
– Как в целом движется работа по проекту агломерации «Большой Челябинск»?
– Куда и как двигаться, пока не совсем понятно. Это будет нарабатываться в процессе.
Земельные участки ждут застройщиков
– Город будет развивать уже застроенные территории или прирастет новыми микрорайонами вширь, как в свое время было с Краснопольской площадкой?
– Были предложения присоединить к Челябинску часть Сосновского района, потому что за последние годы на его территории появились новые жилые комплексы. Но Челябинску такое объединение не совсем интересно. У нас активное строительство идет и в самом городе, нам тоже нужно строить школы, детские сады и объекты здравоохранения. Поэтому нам важно в первую очередь наполнить социальной инфраструктурой наш город. Мы не планируем расширять границы Челябинска, по крайней мере в ближайшее десятилетие.
– Несколько лет назад ваш предшественник Дмитрий Градобоев говорил, что в городе огромное количество свободной земли под застройку. Как обстоит ситуация сейчас?
– Остается много свободных площадок общим объемом порядка 6 млн кв. м жилья. Это жилые районы №11, №12, есть незастроенные участки в микрорайоне №19, по Университетской набережной. Есть территория тепличного хозяйства в Ленинском районе по улице Дзержинского. В Тракторозаводском районе есть свободные участки в поселке Чурилово. На этих площадках уже определены застройщики. Непроданных участков осталось мало, но их со временем тоже выставим на аукцион.
Также мы делаем акцент на развитие застроенных территорий. Застройщиков, у которых нет свободных земельных участков, мы ориентируем на такие проекты. Создана рабочая группа, в который вошли комитет по земельным отношениям, управление архитектуры, ресурсоснабжающие организации. Два аукциона по застройке таких территорий уже прошли. Например, по улице Сталеваров застройщики уже начали реконструкцию домов. Подготовлены еще 6 участков в Ленинском и Тракторозаводском районах, где много старых малоэтажных жилых домов. Чтобы вовлечь застройщика в проект, ему предлагаются наиболее выгодные участки, где нет необходимости возводить новую инфраструктуру, а уже есть детские сады, школы, остановки, магазины.
– Интересны ли строителям земельные торги сегодня?
– В 2015 году к торгам были подготовлены около 350 земельных участков. Один из них находится в микрорайоне №19. Но инвесторы, видимо, посчитали свои возможности и сочли эту финансовую нагрузку в кризис слишком большой.
– Что чаще всего инвесторы готовы покупать сегодня: землю под точечные проекты, под бизнес-центры, под комплексное освоение?
– Чаще всего продаются земельные участки под индивидуальное жилье и под нестационарные объекты.
– Челябинские депутаты предлагают продлить срок аренды участков для объектов незавершенного строительства. Как считаете, это поможет застройщикам в работе над проектами или «расслабит» их?
– Действительно, если за три года застройщик не осваивает участок, его объект выставляется на торги. Но кто и в какие сроки купит его – непонятно. По закону муниципалитет может забрать эту землю себе, погасить затраты застройщика и затем также выставить на торги. Но у муниципалитетов, как правило, нет средств для выкупа таких объектов. Лучше дать возможность застройщику завершить стройку самостоятельно. Есть предложение продлить срок завершения строительства до пяти лет. Я не думаю, что это расслабит застройщиков. Не каждый готов намеренно затягивать этот процесс: чем дольше объект простаивает, тем больше затрат компании затем придется понести. Мы будем обращаться в правительство, чтобы там внесли изменения в закон и продлили срок завершения строительства.
– Несколько лет подряд Челябинск бил рекорды по вводу жилья. Какой объем нового жилья сейчас оптимален для города?
– В Челябинске сейчас много новостроек, квартиры в которых компаниям нелегко реализовать. Если жилье не будет покупаться, у компаний не будет оборотных средств, и стройки встанут. Это совпало еще и с экономическим кризисом. В прошлом году мы сдали 570 тысяч кв. м жилья. Думаю, что такая же планка будет и в этом году – порядка 500-600 тысяч кв. м жилья с учетом ИЖС.
– А если говорить не о количестве, а о качестве жилья?
– Хотелось бы, чтобы дома были красивыми и отличались друг от друга не только цветовыми, но и конструктивными решениями. Проектов монолитно-каркасных домов много, но реализуются из них единицы. Строительство таких объектов планируется на первой линии от центральных магистралей. Панельные дома тоже могут быть красивыми, но желательно, чтобы они возводились все же внутриквартально или в отдаленных жилых районах. Тем более, без панелек нам не обойтись никогда, потому что это самый бюджетный вариант жилья. Альтернативой могло бы стать появление «доходных домов», строительством которых занялись бы частные инвесторы. Люди смогли бы снимать там жилье по договорам соцнайма, как это было в советское время. Сейчас повышенным спросом у горожан пользуются одно- и двухкомнатные квартиры в домах экономкласса. Квартиры с тремя и четырьмя комнатами продаются крайне трудно. Недаром еще несколько лет назад начали проектировать квартиры-студии. Но это делалось с тем расчетом, что в будущем несколько таких студий можно было бы объединить и сделать полноценную квартиру. Думаю, когда финансовая ситуация выровняется, мы придем к тому, что эти квартиры-студии действительно начнут объединять, а челябинцы будут приобретать более просторное жилье.
Фото: Фото Олега Каргаполова