Выписаться из квартиры и зарегистрироваться по новому месту жительства — первое, что нужно сделать при переезде. Челябинка Татьяна пренебрегла одним из правил, что стало неприятным сюрпризом и для неё, и для новых хозяев, которым женщина продала своё жильё. На примере её истории разбираем, про что важно не забыть, меняя прописку, и как это можно сделать за шесть шагов.
Прописка «потерялась»
В августе прошлого года Татьяна продала квартиру в Тракторозаводском районе и поспешила выписаться из неё, чтобы зарегистрироваться уже по новому адресу. Но спустя семь месяцев сведения о перерегистрации управляющие компании не получили.
— Я воспользовалась услугами МФЦ для выписки из старой квартиры и чтобы прописаться в новую, — рассказала челябинка 74.ru. — Очень всё удобно и быстро оказалось. Но прошло семь месяцев с момента изменения места жительства, а оказывается, в миграционных службах и управляющих компаниях всё без изменений осталось! Новым собственникам приходят квитанции на мою старую квартиру, где я числюсь прописанной. Они постоянно звонят и спрашивают, почему я не выписалась. Письма на моё имя тоже приходят до сих пор на старый адрес. А в квитанциях на новую квартиру приходит, что прописано ноль человек.
Женщина решила, что ошибку допустили в МФЦ, но там ей ответили, что в миграционную службу все данные о перерегистрации они передали. Челябинка обратилась за помощью в жилищную инспекцию, но там этот вопрос переадресовали в управление ФМС.
— Собственник квартиры по этому адресу был снят с учёта 3 сентября 2018 года, — уточнили в пресс-службе ГУ МВД по Челябинской области. — Услуга МФЦ ей была оказана в полном объёме, и миграционная служба эти сведения получила. Сотрудники МФЦ должны были поставить ей об этом отметку в паспорте. Её нужно было показать в управляющую компанию по прежнему адресу и по новому месту жительства. По федеральному закону сделать это обязан сам гражданин.
Значит, миграционная служба всё-таки данные о смене места жительства Татьяны получила, а вот до управляющей компании они не дошли. Именно поэтому женщина по-прежнему числится прописанной в уже проданной ей квартире. Чтобы решить проблему, ей нужно дойти до коммунальщиков и показать им отметку в паспорте о выбытии с одного адреса и регистрации в другом месте.
К слову, для новых собственников это не очень приятный сюрприз, ведь часть коммунальных услуг рассчитывается по числу прописанных — чем больше жильцов в квартире, тем выше плата. Например, с этого года по такому принципу рассчитывают платёж за вывоз мусора.
— По Правилам предоставления коммунальных услуг собственник жилья обязан информировать управляющую компанию об увеличении или уменьшении числа проживающих в квартире. Сделать это нужно в течение пяти дней с момента этих изменений, — уточнили 74.ru в региональной Госжилинспекции.
— Непонятно тогда, для чего МФЦ, если всё равно потом надо бегать по всем инстанциям. О том, что нужно сообщить о смене места жительства в управляющую компанию, нигде не прописано. И я думаю, что я не одна такая, которая думает, что, сходив в МФЦ, больше идти никуда не надо, — размышляет Татьяна.
Шесть шагов к новой прописке
Давайте разбираться, как действовать, если нужно сменить место прописки, чтобы избежать подобных ошибок.
Обратиться за этой услугой можно в паспортный стол (управление МВД по вопросам миграции); на портал госуслуг и в многофункциональный центр (МФЦ). Для многих оптимальным кажется именно последний вариант, ведь паспортисты при УК работают всего три–четыре часа в день и не всю рабочую неделю. Да и приём документов в МФЦ происходит в «одном окне», что значительно ускоряет процесс. Подача и проверка документов занимает не больше 15 минут.
Сам процесс снятия с регистрационного учёта может занять около трёх дней (ещё пара дней может потребоваться на пересылку документов из МФЦ в ведомства МВД и обратно). Если вы обращаетесь не лично, а через доверенное лицо, то этот срок может затянуться до двух месяцев. Услуга выписки бесплатная.
Будьте готовы к тому, что, пока рассматривается заявка, паспорт в МФЦ у вас заберут и выдадут временное удостоверение. За это время в нём проставят штамп о выписке. Сам алгоритм действий мы описали в инфографике.
Особые случаи
При выписке из квартиры несовершеннолетнего нужно запомнить несколько правил. Во-первых, для этого нужно предъявить свидетельство о рождении ребёнка и предоставить письменное заявление из органов опеки, где указан новый адрес проживания.
Во-вторых, вместе с ребёнком обязательно нужно прописаться хотя бы одному из родителей. Если родители проживают по разным адресам (в разводе), то не забудьте письменное согласие одного из них.
Чтобы выписать умершего из квартиры, нет конкретных сроков. Но затягивать с этим не стоит: на него будут начисляться коммуналка, и это станет обременением при дальнейшей продаже имущества. Сама процедура выписки умершего простая. Со свидетельством о смерти и заявлением нужно обратиться в МФЦ или паспортный стол.
Выписка «в никуда» (без прописки в другую квартиру) для взрослого допускается, никаких штрафов за это нет. А вот выписать несовершеннолетнего ребёнка без регистрации на новом месте нельзя. Поэтому нужно обязательно указать адрес его будущей прописки. Имейте ввиду, что даже при продаже квартиры, если ребёнка вовремя не пропишут по новому адресу, выписку аннулируют, а регистрация права на недвижимость потеряет законную силу.
Если вы сперва уехали из города, а потом решили выписаться, то сделать это можно дистанционно — через МФЦ. Ваши интересы сможет представлять доверенное лицо. Нужно будет подготовить заявление и доверенность, заверенные у нотариуса.
В Челябинске на пересечении Университетской Набережной и улицы Академика Макеева построили многофункциональный центр, где будут оказывать не только стандартные услуги, но и регистрировать машины. В Челябинске может появиться и единый многофункциональный центр для мигрантов. Эту идею в марте озвучил начальник областного ГУ МВД Андрей Сергеев.
Подать заявления об изменении данных по лицевому счёту или получить справку о долгах за капитальный ремонт южноуральцы тоже могут в многофункциональных центрах региона. 146 МФЦ уже готовы принимать заявления. Раньше по всем вопросам южноуральцам приходилось обращаться в головной офис регоператора, который находится в Челябинске.
Столкнулись с проблемами при получении услуг в многофункциональном центре? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.